21. Окраска старинных кораблей
21.2 Обработка днища.
Стоит отдельно сказать о подводной части.
При строительстве настоящих парусных кораблей существовали разные варианты её обработки с целью защиты
от обрастания водорослями и от гниения.
Обычно чаще всего днище кораблей просто просмаливали, добавляя в смолу в разных
пропорциях серу для защиты от древоточцев. Такое покрытие имело близкий к
естественному цвет с желто-серым или горчичным оттенком. Если серу не добавляли,
то днище было темно-коричневым, почти чёрным. В Российском флоте эти два способа
применялись наиболее часто.
Иногда, как правило, в западной Европе, подводную часть красили свинцовыми
белилами, и у только что построенного корабля она была белой.
Интересный способ строительства применялся в XVII – начале XVIII века в Англии.
На основную обшивку, выполненную из дубовых досок, толщина которых могла
доходить до 6 дюймов или 16,5 см крепили дополнительную обшивку из тонких (не
более 1 дюйма) вязовых досок, прибивая их железными гвоздями с большими
шляпками, так, что шляпки образовывали практически сплошное металлическое
покрытие.
Несколько позже, с развитием судостроительных технологий, начиная со второй
половины XVIII века, днища кораблей в отдельных случаях стали обшивать листами
меди, которая хорошо защищала его и от гниения, и от вредителей, и от
водорослей. Но применялось это не очень часто из-за высокой стоимости такого покрытия.
|