17. Выбор шпона для обшивки моделей кораблей
17.2 Структура
Для облицовывания верхней части борта, не имеющей закругления в носовой оконечности,
в принципе, подойдёт любой шпон соответствующей расцветки и текстуры. Стоит
только избегать слишком крупного текстурного рисунка – на модели он будет
выглядеть несколько нелепо. Да и, кроме того, у такой древесины часто бывает
весьма крупнопористая структура, что в дальнейшем, при окончательной отделке, не позволит достичь
требуемого качества поверхности. Выбирая цвет шпона, учтите, что после покрытия
лаком, особенно на основе органических растворителей, он существенно темнеет. Каким станет цвет древесины после этой процедуры можно проверить,
намочив его поверхность.
С обшивкой нижней части надводного борта, и, тем более, подводной поверхности, копуса всё
несколько сложнее.
Построив несколько десятков моделей, сейчас по своему опыту могу сказать,
что больше всего шансов выбрать подходящую породу
будет среди светлых сортов красного дерева. Не знаю, к сожалению, их точных
видовых названий, по которым их можно было-бы поискать на предприятиях,
– у тропических пород их десятки, но у нас в производстве они все известны просто под общим
именем "красное дерево"
Самый простоий способ определить, подойдет ли для работы выбранный Вами сорт шпона –
оторвать от него полоску шириной примерно 5 мм и, аккуратно, но сильно, прижимая
пальцами, попробовать обогнуть ею ребристую пробку - что нибудь типа от "Момента". На первый
взгляд это может показаться нереальным, но в идеале полоску древесины некоторых
пород можно таким образом несколько раз аккуратно обернуть вокруг подобной пробки,
ни в одном месте не сломав! Рёбра пробки слегка надломят
волокна внутренней поверхности, облегчая сгиб, а её достаточно большой диаметр
не позволит полоске переломиться в какой-то одной точке.
Если шпон прошёл этот способ проверки – считайте что Вам повезло – такой шпон подойдет великолепно.
Если сделать это не удалось – попробуйте взять какую-нибудь пробку с аналогичной поверхностью, но
большего диаметра, и попробуйте сформировать изгиб шпона на ней.
Если и тут не получилось, и нет другого выбора материала – придется замачивать
полоски шпона в горячей воде, на какой нибудь оправке придавать им требуемую форму, высушивать, и только
после этого обшивать. Мне, к счастью, не приходилось прибегать к такому способу,
поэтому и рекомендаций, основанных на личном опыте давать не буду. Скажу только,
что шпон после высушивания зачастую коробится, работать с ними становится сложнее, но на
крайний случай и такой выход из положения тоже возможен.
Будем считать, что Вы нашли необходимый сорт шпона, имеете достаточный его
запас, что бы позволить себе иметь возможность испортить несколько отрезков,
пока не приобретёте необходимый навык работы, и готовы к началу процесса.
|