Яндекс.Метрика

Герб С-Пб
Санкт-Петербург
+ доставка по России

Минифлот. Мастерская судомоделизма -

МИНИФЛОТ
Мастерская судомоделизма - школа для начинающих

Постройка моделей парусников - кофель-нагельные планки и битенги


Warning: include(../../common/RIGHTn.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0080834/data/www/m.miniflot.ru/masterroom2/41-detals/41.1-detals.php on line 36

Warning: include(../../common/RIGHTn.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0080834/data/www/m.miniflot.ru/masterroom2/41-detals/41.1-detals.php on line 36

Warning: include(): Failed opening '../../common/RIGHTn.php' for inclusion (include_path='.:') in /var/www/u0080834/data/www/m.miniflot.ru/masterroom2/41-detals/41.1-detals.php on line 36

Корабль
"Орёл"
Корабль Орёл

Фрегат
Штандарт
Фрегат Штандарт

Корабль
Ингерман-
ланд
Корабль Ингерманланд

Бриг
Меркурий
Бриг Меркурий

Крейсер
"Аврора"
Крейсер Аврора

ЭБР
Ретвизан
Броненосец Ретвизан

Ледокол
"Красин"
Ледокол Красин

Крейсер
"Киров"
Крейсер Киров

Линкор
Сов. Союз
Линкор Советский Союз

Барк
Крузен-
штерн
Барк Крузенштерн

Ледокол
"Ленин"
Ледокол Ленин

СКР
Без-
заветный
Корабль Беззаветный

ЭБР
Потёмкин
Броненосец Потёмкин

Фрегат
Алые
паруса
Фрегат Штандарт Алые паруса

Корабль
"Мир"
Парусник Мир

Корабль
Трёх
Иерархов
Корабль Трёх Иерархов

Фрегат "Паллада"
Фрегат Паллада

Крейсер
Память
"Азова"
Крейсер Память Азова

Корабль
"Vasa"
Корабль Vasa

   30.1 Остов
   30.2 Киль
   30.3 Материал
   31.1 Форштевень
   31.2 Шаблон
   31.3 Изготовление
   31.4 Установка
   31.5 Ахтерштевень
   31.6 Монтаж киля
   32.1 История руля
   32.2 Руль XVIII-XIX вв.
   32.3 Изготовление руля
   33.1 Отделка корпуса
   33.2 Лакирование
   34.1 Ватерлиния
   34.2 Ватерлиния-2
   35.1 Стапель
   36.1 Планширь
   37.1 Гальюн
   38.1 Корма
   39.1 Деталировка
           корпуса
   39.5 Ростр
   40.1 Балюстрады
   40.3 Леера
   41.1 Битенги
   41.2 Шпили
   42.1 Артиллерия
   42.2 Стволы
   50.1 Койки

Предыдущее - 40.5 Монтаж леерного ограждения        [41.1]        Дальше - 41.2 Шпили и брашпили

Купить модели парусников

41.1 Кофель-нагельные планки и битенги

Кофель-нагельными планками называли специальные толстые доски или брусья, к которым оттягивалися ходовые концы снастей бегучего такелажа. В них проделывались отверстия, куда вставлялись специальные деревянные или металлические штыри – нагели, и служившие для закрепления тросов. Эти планки могли устанавливаться на битенгах около мачт (спереди, сзади или по бокам), а монтироваться на внутренней стороне фальшборта или так-же на битенгах параллельно краю палубы в районе установки вант. У старинных парусников роль кофель-нагеля могли так-же играть ворсты — деревянные брусья, соединяющие ванты над талрепами и предохраняющие их от проворачивания при изменении натяжения ванты.

Битенги – толстые монолитные тумбы или вертикальные брусья — стойки, к которым крепились кофель-нагельные планки. В некоторых случаях битенги соединялись между собой другим брусом. Тогда они могли служить для закрепления якорного каната, буксирных тросов или других сильно нагруженных снастей бегучего такелажа.

Возможный примерный вид кофель-нагеля и битенгов дан на рис. 40.81

Изготовление этих узлов, в принципе не должно вызывать особых сложностей. Скажу только, что при всём соблазне изготовить планки из шпона, лучше всё-таки попытаться найти массивные заготовки требуемого сечения, или в крайнем случае самостоятельно выстрогать их из достаточно плотной древесины — самое доступное — из берёзы и при необходимости тонировать. В просверленные отверстия можно тут-же вставить и нагели, зафиксировав их клеем.

В идеале нагели правильной формы вытачиваются на токарном станке. Поскольку мало у кого из начинающих моделистов есть такая возможность, то их можно и приобрести готовыми в специальных модельных магазинах, или, если хочется построить полностью авторскую модель корабля, нарезать их из продающихся там-же деревянных заготовок диаметром 1 миллиметр. В самом крайнем случае, для моделей масштаба мельче, чем 1:100 нагели можно просто нарезать из полоски плотного однородного шпона отрезанной поперёк волокон и шириной, равной длине нагеля. Конечно их сечение в этом случае будет далеко от цилиндрического, но в таком достаточно мелком масштабе это не будет особо заметно и не должно произвести впечатление кустарщины.

В том случае, если отверстии в столь малых деталях окажется сверлить весьма затруднительно, то можно выполнить их по упрощённой схеме, отказавшись от нагелей. Тогда такелаж можно будет заводить в специально сделанные прорези, и тут же фиксировать клеем.

Битенги, служащие стойками планок, вставляются в отверстия, просверленные в палубе, и при необходимости, для квадратных или прямоугольных в сечении стоек, расточенные квадратным надфилем до необходимого размера. В них (стойках) мелкозубым ножовочным полотном (по металлу или специальной модельной пилкой) делаются прорези, в которые вклеивается планка.

Якорные и другие битенги изготавливаются в соответствии с чертежом модели корабля из планок необходимого сечения. Если площадь их контакта с палубой достаточно большая, их можно просто приклеить на палубу в соответствующем месте.