Модель брига "Меркурий"
Конструкция корпуса
Бриг представлял собой небольшое судно с двумя непрерывными палубами вдоль всей длины корпуса.
Верхняя – главная орудийная палуба,
нижняя - специальный съёмный настил - орлопдек - между подпалубным помещением и трюмом.
На нём находились матросские кубрики,
парусные, канатные, провиантские кладовые, камбуз (под первым рустером за фок-мачтой - на модели брига в этом месте установлена труба
от очага камбуза), крюйт-камера, другие вспомогательные помещения.
В кормовой части в небольших выгородках располагались капитанская каюта и офицерские помещения.
При строительстве брига впервые на русском флоте была применена новая система набора остова - по методу английского инженера Р. Сепингса
с диагональными связями внутри корпуса - ридерсами.
Эта особенность конструкции увеличивала прочность корпуса, особенно при нагрузках на
продольный изгиб и предохраняла его от преждевременного расшатывания эллементов.
Бриг был сконструирован и построен специально для прибрежного плавания. Поэтому имел довольно малую осадку – примерно на 1,1 метр меньше
чем у аналогичных ему бригов для плавания в открытом море и относительно большую для своей длины ширину. Это заметно ухудшало ходовые
качества в открытом море. Он был снабжён четырнадцатью вёслами, по семь штук на каждый борт.
Специальных скамей для гребцов на нём не
было и грести можно было только стоя, от одного до трёх человек на весло. В плавании под парусами вёсла укладывались на ростры по бокам шлюпки.
Стационарного крмового фонаря на кронштейне, подобно, как у большинства парусных судов, на "Меркурии" не было.
Для несения службы в ночное
время были предусмотрен фонарь, подвешиваемый на крюке в кормовой части (точное место не установлено, возможно, их было несколько, по ситуации;
на модели его расположение показано ориентировочно), один фонарь на грот-марс и один – в трюм и крюйт-камеру, а так-же небольшие масляные
фонари в простенках фальшборта между пушечными портами, входившие в штатный инвентарь снабжения пушек.
На верхней палубе было сделано пять решётчатых световых и вентиляционных люков – рустеров, в рамах по перимерам четырёх из них установлены лотки с
гнёздами для орудийного бое-запаса.
По планширю по всей длине корпуса устанавливались стойки с сетками для укладки в дневное время свёрнутых в рулоны коек команды. Койки
сворачивались и укладывались в сетки для проветривания. Во время боя они так-же могли служить и дополнительной защитой от пуль и картечи противника.
Сама идея матросских коек в виде гамаков впервые была использована Христофором Колумбом, перенявшим её у индейцев и применившим в одной из своих последующих
экспедиций в Новый свет.
Спустя почти два с половиной века - примерно в середине XVIII столетия в английском флоте появилась практика выкладыать свёрнутые в скатки
койки в специально обустроенные вдоль планширя сетки.
Морской устав предусматривал нормативы как по весу коек вместе с подушкой - 9 фунтов (3,7 кг) так и по размеру
скатки - для больших судов - линейных кораблей и крупных фрегатов 1,5 аршина (1,07 м) и 1,25 аршина (90 см) для меньших - малых фрегатов, бригов и т.п.
Матрац и подушка набивались капковой ватой из лёгких и не впитывающих влагу волокон хлопкового дерева.
Матрац так-же мог набиваться и мелко накрошенной пробкой и простёгиваться.
Таким образом, свёрнутая в скатку и плотно увязанная увязанная несколькими витками троса, койка служила и в качестве спасательного средства в случае гибели корабля.
Свёрнутые койки укладывались в сетки по фальшборту с наклоном в сторону кормы в 60о на больших судах и в 30о на малых.
Предполагается,
что такое различие обуславливалось меньшим относительно общего числа экипажа местом в сетках для коек всех членов команды большого корабля по сравнению с малыми судами.
(В.П. и П.С.Митрофановы, "Школы под парусами - Учебный парусный флот XVIII - XX веков". Ленинград, Судостроение, 1989г.)
Орудийные порты брига "Меркурий" не имели крышек, и, скорее всего, одновременно выполняли роль шпигатов – отверстий для стока основной массы воды, захлёстываемой на палубы в шторм.
Кроме того, дополнительные небольшие шпигаты для более полного стока были, как показано на приведённом в чертежах плане палубы, прорезаны и на уровне палубного настила.
Портики для гребных вёсел могли закрываться небольшими крышками.
Внутренняя компоновка брига несколько условно, но вполне достоверно дана на следующей схеме. На ней изображён не "Меркурий", а другой, неизвестный, но не существенно отличающийся от него бриг.