Модель брига "Меркурий"
История постройки корабля
Бриг "Меркурий" строился на верфи Севастополя.
В первой трети девятнадцатого века Севастопольскоая верфь не играла ведущей роли
при строительстве кораблей Черноморского флота. Практически все крупные фрегаты (певого ранга – 44-пушечные) и линейные корабли
строились на верфях Николаевского и Херсонского адмиралтейств. В Севастополе большей частью проводились ремонотные или профилактические
работы и осуществлялось строительство судов меньших моделей – бригов, корветов, яхт или малых фрегатов – второго и третьего рангов (т.е. 36- и
24-пушечных).
Дата закладки киля (особо отмечаемое на верфи событие при постройке каждого корабля)
состоялась 28 января 1819 г., 7 мая 1820 г. бриг был спущен на воду.
Бриг стал одиннадцатым судном с 1699 года, носившим это имя. Ранее так назывались торговый и госпитальный корабли, бриг и катер,
две галеры, два фрегата и пакетбот.
Своё имя бриг получил в честь 22-пушечного парусно-гребного катера (иначе – коттрера - однотипное с бригом судно) "Меркурий",
прославившегося в ходе войны 1788—1790 годов под командованием капитан-лейтенанта Р. В. Кроуна войны со Швецией 1788—1790 годов.
29 апреля 1789 года катер атаковал и взял в плен шведский 12-пушечный одномачтовый тендер "Снапоп", а 21 мая атаковал
и взял в плен вместе с экипажем 44-пушечный фрегат "Венус".
За этот подвиг Кроун был пожалован орденом Святого Георгия
4-й степени, досрочно произведён в следующий чин и заслужил пожизненную пенсию.
Работы велись под руководством тогда только начинающего, впоследствии ставшего очень известным корабельного мастера Ивана
Яковлевича Осминина.
Всего на верфях Севастополя и Николаева И.Я.Осминин построил 28 судов различных моделей - начиная от яхт и вплоть до колёсных военных пароходов
типа "Громоносец" и "Везувий", а так-же линейные корабли – 84-пушечный "Память Евстафия" и 120-пушечный "Варшава".
Однако, на тот момент "Меркурий" был его первым достаточно крупным кораблём, а всего вторым судном построенным им самостоятельно
в качестве руководителя работ.
Всего, согласно сохранившейся со времени постройки хозяйственной ведомости, на постройку брига (относительно маленького, даже по тем временам, судна) ушло:
- более 750 кряжей польского дуба длиной в среднем около 20 футов (6,1 м) и сечением около 15х15 дюймов (38х38 см),
- около 450 кряжей крымского дуба средней длиной около 15 футов такого-же сечения,
- 460 сосновых брёвен
- 820 сосновых брусьев и досок.
На обработку всех элементов конструкции ушло
- 2 пуда свиного сала,
- 4 пуда говяжьего,
- 30 фунтов голландской сажи,
- 60 пудов жидкой смолы
- 2 пуда постного масла.
При проводке такелажа в конструкции было задействовано
- более 600 блоков размером от 4 до 32 дюймов
- более 100 юферсов диаметром от 4 до 10 дюймов
После окончания постройки "Меркурий" вошёл в состав 32-го флотского экипажа.