Бриг "Меркурий"
Окраска и декор корабля и модели
Расцветка
Однозначной информации об окраске брига не существует. Да её и не может быть в принципе.
Очевидно, что за 37 лет службы он множество раз
перекрашивался и в разные периоды
мог выглядеть так-же по-разному.
Несомненно, что наиболее достоверное изображение брига во время боя сделано его участником – штурманом
Иваном Петровичем Прокофьевым, выполнившем известный акварельный рисунок (он приведён так-же и на последней стороне обложки буклета).
На нём корабль имеет полностью чёрный корпус с одним белым (или, возможно, - серебристым) декоративным завитком-волютой на эркере и бархоутом
под полосой орудийных портов. Видимо, действительно в тот период бриг был окрашен именно таким образом.
Хотя по устоявшейся традиции на всех боевых кораблях Российского флота пояс с пушечными портами окрашивался в белый цвет. Именно так выглядит
"Меркурий" на подавляющем большинстве изображений и моделей.
В том числе и на модели в Центральном Военно-морском музее и на знаменитой картине
Айвазовского. Очевидно, на них за образец была принята окраска другого периода.
Эта цветовая гамма была принята и за основу для модели. С той разницей, что вместо простого чёрного цвета корпус выполнен с сохранением
натуральной текстуры чёрного американского ореха, тонированного прозрачной морилкой в более тёмный цвет, а полоса портов облицована шпоном
клёна. Бархоут вместо белого сделан золочёным. Под планширем, так же из совершенно декоративных соображений выполнен голубой бордюр.
Колонны мачт так-же сделаны белыми, вернее у них сохранён натуральный двет древесины берёзы, из которой они выточены. Цвет остального рангоута
получен прозрачной тонировкой под орех.
Окраска внутренней поверхности фальшборта на рисунке не видна, но, вероятнее всего, она была одного цвета с внутренней поверхностью орудийных портов -
т.е красной.
Днище брига было обшито медными листами. Медь защищала древесину от гниения и обрастания водорослями и ракушками.
Обшивка подводной части модели
выполнена из шпона сапеле, из всех доступных и пригодных для этой цели пород дерева, наиболее напоминающего по цвету медные листы.
Резной декор
Декор брига, как и большинства боевых кораблей в первой трети XIX века, в отличии от первой половины века XVIII, был уже довольно скромным.
В данном случае всё
декоративное убранство ограничивалось
резной носовой фигурой бога Меркурия, незатейливыми виньетками перед окнами эркеров и резным орнаментом на гакаборте, в виде геральдического
двухглавого орла на фоне полу-распущеных знамён.
Несложным резным растительным орнаментом из листьев были украшены и стойки между окнами эркеров
и транца, однако, в силу малости масштаба, я счёл возможным заменить резной орнамент на тонкие простые золочёные накладные рейки.
Традиционно
практически всегда было принято каким-либо образом украшать и торцы крамболов, а так-же кницы под ними и регели гальюна. Однако на чертеже этот
декор отсутствует и достоверной информации о нём у брига "Меркурий" мне найти не удалось.
Существуют различные сведения о носовой фигуре – по одним данным она была поясной – т.е. выполненой вместе с руками, в которых меркурий держал
свой знаменитый крылатый обвитый змеями, как символами примирения, жезл-кадуцей.
По другим, более распространённым, в том числе – и на использованном общепринятом комплекте
чертежей, и на подавляющем большинстве других моделей, включая и находящуюся в ЦВММ, – только торс и голова в крылатом шлеме. К сожалению, носовая фигура не видна на приведённой
акварели.
Цвет декора в традициях Российского флота мог быть как и серебристым, так и охристо-коричневым светлого оттенка. И возможно, менялся в ходе службы.
Золочёный декор на простом военном бриге был совершенно исключён, однако на модели, исключительно с декоративной целью, я выбрал именно этот вариант.
Скульптурные элементы декора - носовая фигура и кормовой рельеф и буквы названия брига выполнены методом 3d печати из фотополимера по собственным объёмным моделям.