Модель брига "Меркурий"
Якоря
В соответствии с положением, введённым еще Петром I все военные корабли в обязательном порядке оснащались минимум четырьмя
(а большие – пятью, с одним запасным в трюме) большими становыми якорями и несколькими (вплоть до 8-ми для самых больших судов)
малыми вспомогательными (верпами).
По ведомости снабжения бриг был укомплектован
- двумя основными якорями по 55 пудов – плехт и даглист,
- двумя якорями по 50 пудов – той и бухт,
- стоп-анкер со штоком весом в 20 пудов,
- верп со штоком в 15 пудов,
- два верпа со штоками по 10 пудов.
Длина самого большого якоря приблизительно равнялась 2/5 максимальной ширины судна с обшивкой.
Модель корабля оснащена только двумя якорями – два других становых якоря, очевидно, хранились в трюме и были запасными на случай потери основных.
Изучив все доступные мне изображения брига, в том числе и "прижизненные", я не встретил ни одного, на котором все четыре якоря были-бы укреплены
снаружи.
Названия основных становых якорей давались не по их конструкции,а по месту расположения на корабле – по правому борту располагались
(считая от носа) плехт и той, а по левому – даглист и бухт.
Стоп-анкер мог отдаваться в штормовую погоду в помощь к основным, хранился на палубе или в трюме.
Верпы – вспомогательные якоря, завозимые на шлюпках при сложных маневрированиях судна. Матросы подтягивали корабль к заякоренному верпу,
выбирая канат с помощью шпилей.
Каждый якорь снабжался пробковым поплавком – томбуем, прикреплённым к якорю длинным линем – за него якорь можно было вытащить в случае обрыва
основного якорного каната.
Механизм для выборки якорного каната назывался кабаляринг. При его работе несколько человек вращали шпиль, проворачивая длинную замкнутую
петлю троса с рядом шхертов - тонких верёвочных завязок. Часть матросов подвязывали к ним выбираемый из воды канат к основному тросу,
а другие при подходе его к канатному ящику отвязывали шхерты и укладывали канат в ящик.
Полностью выбрав канат и подняв якорь со дна, его за рым (кольцо) поднимали талями кат-балки, затем фиш-талями, оттянутыми к ноку фок-рея
приводили в горизонтальное положение и и принайтовывался тросами или цепями к специальным креплениям на скулу или на руслень.