Модель брига "Меркурий"
Флаги и вымпелы
Георгиевский флаг
За свой бой с турецкими кораблями бриг, как уже говорилось ранее, был награждён вторым и последним в истории Росийского флота почётными Георгиевскими
флагом и вымпелом.
Они представляли собой установленные Андреевские военно-морские флаг и вымпел с помещёнными в их центре знаками ордена Святого
Георгия. Флаг поднимался к гафелю на кормовом фале, а вымпел – на верхушке грот-мачты.
После "Меркурия" таких награждений больше не было, как не было,
собственно, и таких-же поводов для них. В истории Российского флота, пожалуй, больше нет случаев, когда совершивший подвиг, достойный такого награждения,
корабль продолжал оставаться в строю.
Так-же как и, собственно, Андреевский флаг, Георгиевский при нахождении военного корабля за пределами российских территориальных вод приравнивался по
статусу к государственному флагу (в период с 1721 по 1917 совпадавшем с современным).
Вымпелы корабля и модели
До 1870 года хвосты, или, как их ещё называли, косицы Геогиевского вымпела, как и вообще уставных военно-морских вымпелов были трёх-цветными, а после 1870 г.
стали белого цвета.
Это связано с выделением в отдельное ведомство гражданского флота и с закреплением бело-сине-красного государственного триколора только за торговыми,
пассажирскими, научными и другими судами, не входящими в структуру ВМФ.
Длина вымпелов была довольно большой - соотношение к ширине по уставу составляло 30:1. Тонкая и лёгкая ткань вымпела позволячла ему свободно развеваться
не свисая вниз даже при достаточно слабом ветре.
Это делало его заметным с большого расстояния. Таким образом на "Меркурии" длина вымпела (см. прилагаемый чертёж) при ширине 60 см составляла 18 метров.
На модели
вымпел соответствующей по масштабу длины смотрелся не очень органично, и его длина из чисто эстетических соображений была уменшена в два раза - до 9 сантиметров.
Для фок-мачты установленных вымпелов единого образца не было.
На ней мог подниматься сигнальный вымпел определённого цвета в зависимости от места
корабля в эскадре, или в терминах XVIII-XIX веков - "причисленности к первой, второй или третьей дивизии" (
белый - для первой дивизи - средней или кордебаталии - обычно наиболее многочисленной, синий - для второй - авангарда, и красный - дли замыкающей - арьергарда).
Таким образом место дивизии в эскадре не совпадало с её порядковым номером , и впоследствии от такого распорядка отказались.
В различных ситуациях могли меняться вымпела, равно, как и подниматься флаги, и на грот-мачте.
Вымпел определённого цвета зачастую поднимался и в зависимости
от проводящихся на судне мероприятий - парусные занятия, артиллерийские стрелковые учения и т.п.
По особым торжественным случаям могли подниматься
и другие, в зависимости от текущей ситуации, а так-же нахождения на корабле высшего командования с адмиральским званием. Тогда на судне поднимался особый
адмиральский брейд-вымпел - более широкий чем обычный и с укороченными хвостами. Он был так-же определённого цвета в зависимости от ранга присутствующего
на корабле адмирала.
Гюйс
На бушпритном флагштоке всех военных кораблей во время стоянки в порту поднимался гюйс ( от голандского geus - гёз - названия носового флага
морских гёзов), он-же бушпритный или "крепостной флаг" утверждённый в России Петром I в 1720, просуществовавший до 1917 и восстановленный в своём
статусе в 1992 году.
Во времена Российской империи гюйс имел так-же и название "кейзер флаг" от немецкого "Kaiser" - император - в этом своём назначении он соответствовал штандарту
великих князей империи и поднимался на флагштоке грот-мачты во время их присутствия на корабле.
Свой гюйс или носовой флаг установленного образца есть в любом флоте и других стран, как военном, так и гражданском. Они практически всегда отличаются от
непосредственно морского флага - военного или гражданского соответствующей страны.
Иногда они могут совпадать один с другим, быть идентичными с другими флагами - национальными или государственными, или преставлять собой некоторую вариацию
последних.
Однако чаще это именно специфический носовой,
или, как его чаще по сохранившейся с парусных времён традиции называют, бушпритный флаг гражданских судов или военных кораблей.
Вообще ни один из поднимаемых на корабле флагов или вымпелов не мог быть случайным. Вид и место каждого из них строго регламентировалось уставом и по
ним можно было определить очень большой объём информации о судне на данный момент.
Наука о флагах - вексиллология. Источник информации -
Вексиллография
По ведомости снабжения бриг "Меркурий", помимо поставленных на модели флагов и вымпелов комплектовался одним белым, двумя синими и двумя красными
сигнальными вымпелами (или флюгерами по терминологии того времени).
Так-же полотняными вымпелами-флюгерами обеспечивались и каждая шлюпка.