Яндекс.Метрика
Минифлот. Купить коллекционные авторские модели кораблей ручной работы

Авторские модели кораблей из дерева
Бриг "Меркурий" - флаги

  Каталог     Стиль     Сервис, доставка     Заказ и ремонт     Чертежи     Мастерская     Древесина     Контакты     Автор     3d визуализация


20-ПУШЕЧНЫЙ БРИГ "МЕРКУРИЙ"
О модели

Купить модель брига "Меркурий"
52 * 47 * 19 см.
70 000 руб.

Постройка   Первые годы   Бой 14 V 1929   Память боя   Служба   Экипаж   Параметры   Корпус   Артиллерия   Паруса   Рангоут   Такелаж   Флаги   Якоря   Шлюпки   Декор   Фотогалерея

Модель брига "Меркурий"
Флаги и вымпелы

Георгиевский флаг

За свой бой с турецкими кораблями бриг, как уже говорилось ранее, был награждён вторым и последним в истории Росийского флота почётными Георгиевскими флагом и вымпелом.

Они представляли собой установленные Андреевские военно-морские флаг и вымпел с помещёнными в их центре знаками ордена Святого Георгия. Флаг поднимался к гафелю на кормовом фале, а вымпел – на верхушке грот-мачты.

После "Меркурия" таких награждений больше не было, как не было, собственно, и таких-же поводов для них. В истории Российского флота, пожалуй, больше нет случаев, когда совершивший подвиг, достойный такого награждения, корабль продолжал оставаться в строю.

Так-же как и, собственно, Андреевский флаг, Георгиевский при нахождении военного корабля за пределами российских территориальных вод приравнивался по статусу к государственному флагу (в период с 1721 по 1917 совпадавшем с современным).

Вымпелы корабля и модели

До 1870 года хвосты, или, как их ещё называли, косицы Геогиевского вымпела, как и вообще уставных военно-морских вымпелов были трёх-цветными, а после 1870 г. стали белого цвета.

Это связано с выделением в отдельное ведомство гражданского флота и с закреплением бело-сине-красного государственного триколора только за торговыми, пассажирскими, научными и другими судами, не входящими в структуру ВМФ.

Длина вымпелов была довольно большой - соотношение к ширине по уставу составляло 30:1. Тонкая и лёгкая ткань вымпела позволячла ему свободно развеваться не свисая вниз даже при достаточно слабом ветре.

Это делало его заметным с большого расстояния. Таким образом на "Меркурии" длина вымпела (см. прилагаемый чертёж) при ширине 60 см составляла 18 метров.

На модели вымпел соответствующей по масштабу длины смотрелся не очень органично, и его длина из чисто эстетических соображений была уменшена в два раза - до 9 сантиметров.

Для фок-мачты установленных вымпелов единого образца не было.

На ней мог подниматься сигнальный вымпел определённого цвета в зависимости от места корабля в эскадре, или в терминах XVIII-XIX веков - "причисленности к первой, второй или третьей дивизии" ( белый - для первой дивизи - средней или кордебаталии - обычно наиболее многочисленной, синий - для второй - авангарда, и красный - дли замыкающей - арьергарда). Таким образом место дивизии в эскадре не совпадало с её порядковым номером , и впоследствии от такого распорядка отказались.

В различных ситуациях могли меняться вымпела, равно, как и подниматься флаги, и на грот-мачте.

Вымпел определённого цвета зачастую поднимался и в зависимости от проводящихся на судне мероприятий - парусные занятия, артиллерийские стрелковые учения и т.п.

По особым торжественным случаям могли подниматься и другие, в зависимости от текущей ситуации, а так-же нахождения на корабле высшего командования с адмиральским званием. Тогда на судне поднимался особый адмиральский брейд-вымпел - более широкий чем обычный и с укороченными хвостами. Он был так-же определённого цвета в зависимости от ранга присутствующего на корабле адмирала.

Гюйс

На бушпритном флагштоке всех военных кораблей во время стоянки в порту поднимался гюйс ( от голандского geus - гёз - названия носового флага морских гёзов), он-же бушпритный или "крепостной флаг" утверждённый в России Петром I в 1720, просуществовавший до 1917 и восстановленный в своём статусе в 1992 году.

Во времена Российской империи гюйс имел так-же и название "кейзер флаг" от немецкого "Kaiser" - император - в этом своём назначении он соответствовал штандарту великих князей империи и поднимался на флагштоке грот-мачты во время их присутствия на корабле.

Свой гюйс или носовой флаг установленного образца есть в любом флоте и других стран, как военном, так и гражданском. Они практически всегда отличаются от непосредственно морского флага - военного или гражданского соответствующей страны. Иногда они могут совпадать один с другим, быть идентичными с другими флагами - национальными или государственными, или преставлять собой некоторую вариацию последних.

Однако чаще это именно специфический носовой, или, как его чаще по сохранившейся с парусных времён традиции называют, бушпритный флаг гражданских судов или военных кораблей.

Вообще ни один из поднимаемых на корабле флагов или вымпелов не мог быть случайным. Вид и место каждого из них строго регламентировалось уставом и по ним можно было определить очень большой объём информации о судне на данный момент.

Наука о флагах - вексиллология. Источник информации - Вексиллография

По ведомости снабжения бриг "Меркурий", помимо поставленных на модели флагов и вымпелов комплектовался одним белым, двумя синими и двумя красными сигнальными вымпелами (или флюгерами по терминологии того времени).

Так-же полотняными вымпелами-флюгерами обеспечивались и каждая шлюпка.