Модель брига "Меркурий"
Шлюпки
Согласно большинству доступных на сегодняшний день источников, бриг был укомплектован тремя шлюпками – 10-вёсельным баркасом, 6-вёсельным катером и 4-вёсельным ялом.
Катер в данном случае – это шлюпка среднего размера между ялом и баркасом.
(в Российском военном флоте XIX века термином "катер" или иногда "куттер" - от голландского Kotter или английского Cutter, помимо этого назывались
так-же небольшие лёгкие самостоятельные одно- или реже двух-мачтовые суда длиной обычно от 16 до 25 метров и вооружённые примерно десятком малокалиберных
пушек).
При этом в штатной ведомости на постройку брига упомянуты 8-вёсельный катер и два
яла - соответственно 6- и 4-вёсельные. Однако в той-же ведомости в перечне шлюпочного инвентаря значатся и баркасные принадлежности.
Весьма вероятно, что в течении продолжительной жизни брига комплектация могла изменяться в зависимости от условий
службы. Хотя, вобщем-то, это не имеет существенного значения при постройке модели.
В походном положении самая большая лодка (баркас или катер) со снятыми банками (сиденьями) сей-талями,
закреплёнными между марсами фок- и грт-мачти оттягивающимися пригрузовых работах к нокам реев, поднимался на ростры над палубой на шкафуте
примерно на высоту человеческого роста, и на киль-блоках устанавливался на специальные брусья.
4-вёсельный ял укладывался внутрь неё, а 6-вёсельный
талями подвешивался на боканцах за кормой.
В этой комплектации изготовлена и модель брига.
В целях защиты от дождя и водяных брызг
(особенно для подвешенного за кормой яла) шлюпки, как правило, были закрыты парусиновыми брезентовыми чехлами.
Однако при постройке модели шлюпки для большей
выразительности выполнены открытыми.
Для экстренных поездок командования и офицерского состава, а так-же для связи с берегом обычно служил ял, подвешенный за кормой, спустить который
на воду было наиболее просто. Гребцы садились в него с кормы брига, а затем при необходимомти подгоняли шлюпку к наружному бортовому трапу.
Баркас, помимо собственно разъездов в качестве транспортного средства, служил ещё и для завоза якорей в нужную точку акватории или для подвозки его
к борту корабля.
Якорь перевозился в подводном положении, принайтованным тросами к днищу лодки. Для подтягивания якоря под днище баркас мог
дополнительно оборудоваться специальным брашпилем.
Все шлюпки брига так-же были парусными и, соответственно, оснащались съёмными мачтами и небольшими бушпритами, а так-же гиками и гафелями.
Весь рангоут шлюпок в походном положении размещался так-же на рострах вместе с запасным рангоутом собственно брига.
Баркас и катер, по уже упоминавшейся ведомости, комплектовались двумя парусами – косыми фоком и гротом, а ял – одним – косым фоком. Паруса шлюпок хранились вместе с остальными
в парусной кладовой на нижней палубе.
Так-же все шлюпки комплектовались полными наборами вёсел с обязательной запасной парой для каждой, лейками для вычерпывания воды и парой шлюпочных якорей - кошек.
Всё это постоянно находилось в самих шлюпках и на модели не показано.
Шлюпки модели брига вырезаны из липы и тонированы, банки и передние деки изготовлены из серого американского ореха.