Бриг "Меркурий"
Такелаж корабля и модели
Такелаж всех парусных кораблей в Европе изготавливался из пеньковых (конопляных) тросов специальной многократной свивки и различной толщины.
Пенька для корабельных канатов была одной из главных статей российского экспорта.
Весь стоячий такелаж, служащий для фиксации неподвижных элементов рангоута — штаги, ванты и фордуны - у кораблей начала XIX века практически
всегда тировался - пропитывался тиром - специальной смолой - для придания ему долговечности и защиты от намокания и гниения, и поэтому он имел
тёмно-коричневый, вплоть до чёрного, цвет.
Диаметр основных снастей стоячего и бегучего такелажа в дюймах -
- Фока-штаг – 10,
- Фор- и грот-лось-штаги – 6,5,
- Грота- и краг- штаги – 11,5,
- Якорный канат длиной 100 саженей – 13,5
- Канат кабаляринга – 9,5
- Фок- и грот-ванты – 6,5
- Фалы и шкентели брасов нижних реев – 6,5,
- Фока- и грота- шкоты и галсы – 3,5
Бегучий такелаж служил для управления движением всех подвижных элементов рангоута – реев, гика и гафеля, и всех манипуляций с парусами, поэтому
он должен был быть возможно более эластичным и мягким для удобства работы со снастями. Иногда он мог пропитываться конопляным маслом,
а мог и не подвергаться никакой дополнительной обработке. Все снасти бегучего такелажа, так-же как и якорный канат, имели светло-бежевый цвет
натуральной пеньки.
Такелаж модели выполнен из хлопчато-бумажных нитей.
Стоячий – из чёрных, бегучий – из окрашенных спиртовой морилкой соответствующего цвета,
и подобранных по толщине.
Элементы такелажа самого большого диаметра (фока- и грота-штаги, а так-же якорный канат) имеют двойную свивку.
Остальные тросы выполнены из одиночных нитей и имеют для стоячего такелажа — четыре, а для бегучего — три градации толщины.