Яндекс.Метрика
Минифлот. Купить коллекционные авторские модели кораблей ручной работы

Профессиональные модели-копии кораблей
Бриг "Меркурий" - паруса

  Каталог     Стиль     Сервис, доставка     Заказ и ремонт     Чертежи     Мастерская     Древесина     Контакты     Автор     3d визуализация


20-ПУШЕЧНЫЙ БРИГ "МЕРКУРИЙ"
О модели

Купить модель брига "Меркурий"
52 * 47 * 19 см.
70 000 руб.

Постройка   Первые годы   Бой 14 V 1929   Память боя   Служба   Экипаж   Параметры   Корпус   Артиллерия   Паруса   Рангоут   Такелаж   Флаги   Якоря   Шлюпки   Декор   Фотогалерея

Модель брига "Меркурий"
Парусное вооружение

Паруса на всех кораблях российского флота ещё со времён Петра I изготавливались по строгим стандартам, в своей основе перенятым им из Английского военного флота, где они существовали ещё совторой половины XVII века.

Все паруса шились из чистой льняной ткани соответствующей толщины и плотности.

В зависимости от размера паруса были приняты 10 стандартных толщин парусины, выражавшейся в массе типового куска размером в переводе с английских величин в современные еденицы 0,61 х 34,75м.

Диапазон массы такого полотнища составлял от 6,8 до 19,96 кг для десятого и первого номеров соответственно.

Стандартом оговаривалось число нитей в полотнище на еденицу длины для каждого номера, число стежков и ширину стыка полотнищ при прошивке, толщину швейной нити в каждом случае конфигурацию накладок для дополнительной прочности у каждого типа паруса и другие параметры.

Все паруса для усиления обшивались по периметру тросом заданной толщины в зависимости от номера парусины - ликтросом.

Все швейные нити и сама парусина пропитывались смесью скипидара с пчелиным воском, в отдельных случаях с примесью свиного сала для предохранения от намокания.

Что-бы при необходимости уменьшить площадь паруса на больших нижних парусах и марселях использовали рифы — приспособления из шнурков — риф-сезней, продёрнутых через отверстия в нашитых вдоль всего паруса дополнительных узких горизонтальных полосах парусины - риф-бантах.

Нижние паруса — прямые фок и грот, и косая бизань имели по одному, редко (на самых больших кораблях)— по два ряда рифов, а марсели — в зависимости, опять-таки, от размера судна, от двух до четырёх.

Для того, что-бы предотвратить резкие рывки паруса при внезапной перемене направления и силы ветра, боковые кромки (шкаторины) больших парусов оттягивались вперёд булинями - специальными снастями, которые крепились к парусу через систему шпрюйтов – более тонких тросов, расходящихся в несколько точек (от двух до четырёх в зависимости от размера паруса) к шкаторине через маленькие блоки, как выполнено на модели.

Паруса модели корабля изготовлены из хлопкового батиста.

Схема расположения основных парусов и проводки их бегучего такелажа брига "Меркурий" (не показаны блинда-зейль, малый кливер, гаф-топсель и гафель-зейль) приведена ниже:

Доп. чертёж парусов брига Меркурий

Всего, по ведомости снабжения, при постройке брига в его комплектацию входило 32 основных и 7 запасных парусов.
  • Паруса бушприта:
    блинда-зейль – небольшой прямой парус на блинда-рее,
    бом-кливер,
    большой кливер,
    малый кливер,
    фор-стень стаксель,
    фор-стаксель (+ 1 запасной).
  • Паруса фок-мачты:
    фок (+ 1 запасной),
    фор-марсель (+ 1 запасной),
    фор-брамсель,
    фор-бом-брамсель,
    фор-ундер лиссель – 2 шт,
    фор-марса лиссель – 2 шт,
    фор-брам лиссель – 2 шт.
  • Стаксели грота:
    грот-стаксель (+ 1 запасной),
    грот-стень стаксель,
    грот-мидель стаксель,
    грот-брам стаксель,
    грот-бом-брам стаксель.
  • Паруса грот-мачты:
    грот (+ 1 запасной),
    грот-марсель (+ 1 запасной),
    грот-брамсель,
    грот-бом-брамсель,
    грот-марса лиссель – 2 шт,

    грот-брам лиссель – 2 шт,
    гаф-топсель – треугольный парус, поднимаемый над гафелем к мачте,
    контр-бизань (+ 1 запасной) - название традиционной четырёхугольной бизани у брига при наличии прямого паруса на грота-рее (соотв. у трёх- и более мачтовых судов – на бегин-рее),
    гафель-зейль – (иначе - лиссель бизани )- небольшой трапециевидный парус, поднимающийся на дополнительный рей, продолжающий гафель.

    Полный комплект основных парусов на судне не поднимался никогда – управление ими было-бы слишком сложным. Кроме того, полный набор парусов одного типа – прямых или косых - использовался при разных направлениях ветра относительно курса судна.

    Соответственно, и на модели показана только часть (примерно половина) основного комплекта – главные, наиболее часто задействованные паруса, с которыми бриг имеет "классический" вид, известный по большинству изображений. Однако по предварительной договорённости с покупателем в комплект можно будет внести желаемые изменения, добавив к строящейся модели интересующие паруса.

    Помимо парусов собственно брига, в штатную комплектацию входили по два паруса (косые фок и грот) на баркас и катер, а так-же один косой фок на ял.

    Шлюпочные паруса, так-же как и все другие не используемые в данный момент, хранились в парусной кладовой под главной палубой.