Модель брига "Меркурий"
Парусное вооружение
Паруса на всех кораблях российского флота ещё со времён Петра I изготавливались по строгим стандартам, в своей основе перенятым им из Английского
военного флота, где они существовали ещё совторой половины XVII века.
Все паруса шились из чистой льняной ткани соответствующей толщины и плотности.
В зависимости от размера паруса были приняты 10 стандартных толщин
парусины, выражавшейся в массе типового куска размером в переводе с английских величин в современные еденицы 0,61 х 34,75м.
Диапазон массы такого
полотнища составлял от 6,8 до 19,96 кг для десятого и первого номеров соответственно.
Стандартом оговаривалось число нитей в полотнище на еденицу длины для каждого номера, число стежков и ширину стыка полотнищ при прошивке, толщину
швейной нити в каждом случае конфигурацию накладок для дополнительной прочности у каждого типа паруса и другие параметры.
Все паруса для усиления обшивались по периметру тросом заданной толщины в зависимости от номера парусины - ликтросом.
Все швейные нити и сама
парусина пропитывались смесью скипидара с пчелиным воском, в отдельных случаях с примесью свиного сала для предохранения от намокания.
Что-бы при необходимости уменьшить площадь паруса на больших нижних парусах и марселях использовали рифы — приспособления из шнурков — риф-сезней,
продёрнутых через отверстия в нашитых вдоль всего паруса дополнительных узких горизонтальных полосах парусины - риф-бантах.
Нижние паруса —
прямые фок и грот, и косая бизань имели по одному, редко (на самых больших кораблях)— по два ряда рифов, а марсели — в зависимости, опять-таки,
от размера судна, от двух до четырёх.
Для того, что-бы предотвратить резкие рывки паруса при внезапной перемене направления и силы ветра, боковые кромки (шкаторины) больших парусов
оттягивались вперёд булинями - специальными снастями, которые крепились к парусу через систему шпрюйтов – более тонких тросов, расходящихся в
несколько точек (от двух до четырёх в зависимости от размера паруса) к шкаторине через маленькие блоки, как выполнено на модели.
Паруса модели корабля изготовлены из хлопкового батиста.
Схема расположения основных парусов и проводки их бегучего такелажа брига "Меркурий" (не показаны блинда-зейль, малый кливер, гаф-топсель и
гафель-зейль) приведена ниже:
Всего, по ведомости снабжения, при постройке брига в его комплектацию входило 32 основных и 7 запасных парусов.
Паруса бушприта:
блинда-зейль – небольшой прямой парус на блинда-рее,
бом-кливер,
большой кливер,
малый кливер,
фор-стень стаксель,
фор-стаксель (+ 1 запасной).
Паруса фок-мачты:
фок (+ 1 запасной),
фор-марсель (+ 1 запасной),
фор-брамсель,
фор-бом-брамсель,
фор-ундер лиссель – 2 шт,
фор-марса лиссель – 2 шт,
фор-брам лиссель – 2 шт.
Стаксели грота:
грот-стаксель (+ 1 запасной),
грот-стень стаксель,
грот-мидель стаксель,
грот-брам стаксель,
грот-бом-брам стаксель.
Паруса грот-мачты:
грот (+ 1 запасной),
грот-марсель (+ 1 запасной),
грот-брамсель,
грот-бом-брамсель,
грот-марса лиссель – 2 шт,
грот-брам лиссель – 2 шт,
гаф-топсель – треугольный парус, поднимаемый над гафелем к мачте,
контр-бизань (+ 1 запасной) - название
традиционной четырёхугольной бизани у брига при наличии прямого паруса на грота-рее (соотв. у трёх- и более мачтовых судов – на бегин-рее),
гафель-зейль – (иначе - лиссель бизани )- небольшой трапециевидный парус, поднимающийся на дополнительный рей, продолжающий гафель.
Полный комплект основных парусов на судне не поднимался никогда – управление ими было-бы слишком сложным. Кроме того, полный набор парусов
одного типа – прямых или косых - использовался при разных направлениях ветра относительно курса судна.
Соответственно, и на модели показана только часть (примерно половина) основного комплекта – главные, наиболее часто задействованные паруса,
с которыми бриг имеет "классический" вид, известный по большинству изображений.
Однако по предварительной договорённости с покупателем в комплект
можно будет внести желаемые изменения, добавив к строящейся модели интересующие паруса.
Помимо парусов собственно брига, в штатную комплектацию входили по два паруса (косые фок и грот) на баркас и катер, а так-же один косой фок на ял.
Шлюпочные паруса, так-же как и все другие не используемые в данный момент, хранились в парусной кладовой под главной палубой.