«Апостол Пётр» — 36-пушечный гребной фрегат Азовского флота. Один из двух первых подобных кораблей в российской истории.
В дальнейшем до конца XVIII века в России этот тип судов применялся мало, более распространены они были в Швеции.
Только в 1789-90 годах для противостояния нашего Балтийского флота Шведскому в начавшейся войне на российских верфях было построено почти 20 однотипных кораблей - справа.
В дальнейшем на Балтике построили ещё около десятка гребных фрегатов. Последний из них - в 1823 году.
«Апостол Пётр» в разных источниках называется по-разному - или гребным фрегатом или галеасом, а в документах того времени - просто кораблём, соответствуя 5-му рангу.
Корабль был построен меньше, чем за 2 месяца - в марте - апреле 1696 года в Воронеже. Через 2 дня после спуска ещё не оснащённым на весла вышелх к Азову вместе с пятью стругами с материалами и в пути на стоянках дооснащался.
Через две недели он пришёл к Черкасску. В осаде Азова так и не участвовал.
В августе 1696 года «Апостол Пётр» выходил в Азовское море для практики экипажа и учебных стрельб.
В 1699 с июня по ноябрь фрегат участвовал в Керченском походе для проводов в Стамбул российского посла на корабле "Крепость" и демонстрации турецкому султану русского флота.
Потом до 1710 года корабль стоял в Азове. При передаче Азова по Прутскому договору Турции в 1711 г. будучи уже прогнившим и не годным к плаваниям оставлен там.
- Водоизмещение - 700 т
- Длина - 34,4 м
- Ширина - 7,6 м -
- Экипаж - 125 человек
- 15 пар вёсел - 4 гребца на весло
- Вооружение - 36 орудий
Модель гребного фрегата "Апостол Пётр"
фотографии, чертежи, сжемы
Модель, изготовленная в московской судомодельной студии "Ship Model Construction". Вариант с закрытыми крышками вёсельных портов.
Реконструкция бокового вида фрегата, выполненная историком Виктором Крайнюковым.
Вариант реконструкции с окраской и видом кормы корабля - репродукция художника-мариниста М. Ф. Аверьянова.
Ещё один вариант с поперечным сечением и положением гребцов.
Для ведения войны со Швецией 1788-1790 годов на Кронштадской верфи была построена серия из 9-ми практически однотипных 24-пушечных гребных фрегатов. Их основные размеры были - 35,2 х 9,4 х 2,3 м, экипаж - 210 человек.
Пять из них погибли во второй Роченсальмский битве 28—29 июня 1790 года (близ нынешнего города Котка).
В их числе был и фрегат "Святой Николай" (в реестре Балтийского флота - просто "Николай").
В наше время финские водолазы нашли его относительно неплохо сохранившийся корпус, изучили конструкцию, вместе с российскими коллегами подняли много исторически ценных предметов.
По результатам их работы была составлена реконструкция внешнего вида фрегата.
Модель гребного фрегата "Терезия" (Австрия)
(Не то, что-б очень в тему но модель понравилась)
Парусно-вёсельный флагманский корабль Австрийской Дунайской флотилии.
Построен в Клостернойбурге (пригород Вены) в 1766-68 годах шведским мастером Э. Ашбергом. Назван в честь императрицы Марии Терезии, лично курировавшей строительство. Официально предназначался для увеселительных поездок правительницы.
Проект был составлен так, чтобы корабль мог служить и на реке и на море. Однако из-за своих размеров плавать по Дунаю ему оказалось затруднительно, а на море применения не было и он почти 20 лет стоял в гавани.
Только в ходе Австро-Турецкой войны в 1787-1791 гг. фрегат служил резиденцией главнокомандующего и принял участие в обороне Белграда при осаде его турками.
Дальнейшая судьба корабля мне не известна.
- Длина - ок. 30 м
- Ширина - 8 м
- Осадка - 1,5 м
- 15 пар вёсел
- Вооружение - 38 орудий
Материал с сайта Западный мир
Модель из Венского исторического музея.
сохранившийся чертёж фрегата "Терезия"