Мастерская судомоделизма - школа для начинающих
Изготовление моделей кораблей - фрегат "Пётр и Павел" |
<< 6.1 Прототип модели
[6.2]
>> 7.1Теоретический чертёж
6.1 Прототип модели корабля
Фрегат "Пётр и Павел" - корабль, специально заложенный к приезду Петра I и построенный на Голландской верфи в 1697 году при
личном непосредственном участии самого Петра в качестве
простого плотника и ученика корабельного мастера во время его знаменитого "Великого посольства" в Европу.
Пройдя лично весь цикл строительства и практически освоив почти все ремёсла связанные с постройкой корабля Пётр после окончания всех работ
уже мог претендовать на получение звания первого помощника мастера. Пример чертежей этого фрегата,
вполне достаточных для постройки первой модели, приведены здесь на следующих рисунках:
На первом рисунке приведён внешний вид корпуса - сбоку и сверху. На боковой проекции показано расположение пушечных портов,
бархоутов, очертания форштевня и фальшборта, рулевого пера, вид кормовой галереи - эркера. Для плана палубы приведена только одна половина,
что вполне традиционно для кораблей с достаточно простой архитектурой, как у этого фрегата. Хотя чаще приводится всё-же полный вид,
совмещая на различных половинах чертежа, соответственно, и разную информацию. Здесь показаны собственно контуры палуб, вид сверху и расположение
орудий, конфигурация люков, конструкция гальюна, положение крамболов - якорных балок. Второй чертёж даёт представление о внутреннем устройстве корабля. В нашем случае необходимым является только положение палуб
на профиле судна, из которого высчитывается и высота фальшборта. Остальная информация представляет скорее чисто теоретический интерес,
чем является необходимой. Хотя уастки главной палубы, видимые снаружи, но скрытые под настилами полубака и шканцов тоже могут дать полезные сведения.
3
Четвёртый рисунок - оставшиеся две проекции теоретического чертежа - соответственно "бок" и "палуба" - на них наиболее ценное -
позиции шпангоутов на килевой раме. В идеале, если быть строго точным, с проекции "палуба" надо брать и контуры палубных настилов, но поскольку здесь они даны
с учётом толщины фальшборта (там, где он имиеется согласно конструкции), то проще всё-таки взять их с плана палуб корабля верхней проекции корпуса модели.
6
Полагаю, что задача абсолютной коллекционной точности воспроизведения реального корабля-прототипа перед начинающими моделистами пока не
ставится. Дальнейшее совершенство ещё впереди! Поэтому повторюсь, что модели,
построенные по описываемой технологии – преимущественно ориентированы "для
домашнего пользования", могут служить прекрасными подарками,
занимая достойной место в интерьере, служить украшением дома многие годы, но, конечно-же не претендуют ни на музейную ценность ни на победы в каких-либо
конкурсах и чемпионатах.
Исходя из этих соображений, методы и приёмы, рекомендованные для их создания и строительства, иногда несколько (а то и весьма существенно) расходятся со
строгой профессиональной теорией, не идя, однако, в ощутимый ущерб исторической достоверности, ну и тем более не сказываются на
долговечности, прочности и внешнему виду. В ходе дальнейших работ, постепенно приобретая дальнейший необходимый опыт, у каждого мастера непременно появляются свои собственные наработки и характерные исключительно только для его произведений приёмы и методики, определяющие неповторимый авторский стильтего моделей, вне зависимости от того, какие корабли изготавливает мастер - большие, маленькие, старинные парусные или самые современные - модели его работы можно будет выделить из десятков других. Но пока эти приёмы ещё не сформировались, попробуйте воспользоваться моими многолетними наработками. |