История
Характеристики
Фотогалерея
Чертежи
В Финском флоте
Грузопассажирский пароход "Aallotar" (в финской мифологии - имя морской нимфы) был построен в Дании на верфи Хельсингёра (у нас более известный вариант названия - "Эльсинор" - резиденция принца Гамлета) для Финской судоходной компании "Finska Ångfartygs Aktiebolaget" (Хельсинки).
Судно передано владельцу и введено в эксплуатацию 22 мая 1937 года.
До начала II Мировой Войны небольшой грузопассажирский лайнер работал на линии Хельсинки – Копенгаген – Гулль (Великобритания).
При своих небольших размерах и несмотря на то, что проект был уже достаточно устаревшим, более напоминавшим корабли моделей 1910-1920-х годов, чем последних предвоенных лет, "Aallotar" являлся весьма комфортабельным судном.
Не соханилось сведений о том, как пароход использовался во время войны. Но, судя по тому, что он не получил никаких повреждений, скорее всего, судно простаивало или, по крайней мере, не находилось в активной эксплуатации. Известно только, что весной 1945 года ходил между городами Якобстад и Хельсинки с пассажирскими рейсами и с грузом целлюлозы.
Затем корабль был предназначен к передаче по репарации Советскому Союзу, однако отправка его в Ленинград задержалась из-за взрыва в машине. Было подозрение на саботаж, однако пришли к выводу, что причсиной стали технические неполадки и скопившаяся в машине вода.
Советское время - Ленинград
После проведенного ремонта, в июне 1945 г. "Aallotar" перешёл к СССР. Судно вошло в состав Ленинградского "Совторгфлота" (поздне ставшего Балтийским Морским Пароходством), было переименовано в "Белоостров" с портом приписки в Ленинграде.
Вместе с пароходом "Илья Репин" также полученным по репарации - от Германии - они стали первыми пассажирскими судами Ленинградского морского порта.
После ремонта 1946 году "Белоостров" стал выполнять регулярные перевозки на линии Ленинград – Хельсинки – Стокгольм – Лондон как грузопассажирское судно. Продолжительность рейса составляла три недели.
В те годы рейсы на этой линии были самым важным средством пассажирского сообщения между СССР и Великобританией. На открытой палубе передней части судна перевозились даже легковые автомобили.
"Белоостров" стал первым пассажирским судном, связавшим Ленинград с заграницей после окончания войны.
Сведения о тех рейсах "Белоострова" на маршруте Ленинград – Лондон сохранились в различных литературных произведениях.
На этой линии между "Белоостров" работал вплоть до начала 1956 года, после чего был заменён возвратившимся в БМП лайнером "Вячеслав Молотов".
В 1956 году корабль вновь отремонтировали. Была проведена реконструкция, в ходе которой надстроили ходовую рубку на верхнем мостике, устроили отсутствовавший до того сходной забортный трап по левому борту. Устаревшие и малоэффективные дефлекторы раструбного типа были заменены на более совершенные роторные. Установлено более современное навигационное оборудование
В этом состоянии пароход и представлен на модели.
Одесса
После реконструкции "Белоостров" передали в "Совторгфлот–Одесса" (позже - Черноморское Морское Пароходство).
Судно обошло вокруг Европы в свой новый порт приписки – Одессу. Здесь "Белоостров" в основном выполнял грузопассажирские рейсы из Одессы в порты Адриатического Моря. До сих пор у коллекционеров хранятся рекламные буклеты, посвящённые тем рейсам корабля.
К концу 1960-х годов ситуация с пассажирскими перевозками изменилась. Рейсов стало меньше и теперь они выполнялись судами более крупных моделей.
Холмск
В 1968 году " Белоостров" перевели на Дальний Восток - в Холмск. Новым его владельцем стало Сахалинское Морское Пароходство.
Здесь "Белоостров" первое время выполнял отдельные, нерегулярные рейсы по различным линиям, а затем использовался в качестве плавучего общежития.
В 1975 году пароход "Белоостров" был выведен из состава флота и продан в Японию для разделки на металл.