Яндекс.Метрика
Минифлот. Купить авторские готовые модели кораблей ручной работы

Древесина, применяемая в судомоделизме
Берёза

  Каталог     Стиль     Сервис, доставка     Заказ и ремонт     Чертежи     Мастерская     Древесина     Контакты     Автор     3d визуализация

Тонкие эллементы рангоута (стеньги и реи) всех моделей кораблей, а так-же колонны мачт некоторых моделей, наприме, линейного корабля "Ингерманланд" или брига "Меркурий" изготовлены из реек древесины берёзы. Берёза (лат. Bétula, англ Birch) — род листопадных деревьев (иногда - кустарников, вплоть до стелющихся по земле в заполярной тундре), в который входит более ста отдельных видов. Деревья - иногда высотой до 35-40 м, и стволом с максимальным диаметром обычно до 60-70 см у старых одиночных деревьев.

Дерево берёза

Живёт дерево в среднем 100- - 150 лет. Известны отдельные экземпляры возрастом более 400 лет. Различные виды берёзы растут по всем средним широтам северного полушария от заполярья до субтропиков. Широчайшее применение всех составляющих частей растения - от коревищ, которые могли использоваться как жгуты при соединении различных деталей в быту до листьев, издавна применявшихся знахарями при лечении болезней почек. А так-же и самой древесины, также использовавшейся во множестве сфер от медицины (в виде активированного угля и получаемого из неё дёгтя) до строительства, и его значение в истории и культуре России здесь рассматриваться не будет, это тема для отдельной большой статьи. Здесь - только о самой древесине.

Для промышленных заготовок обычно используется только один, наиболее пригодный для этого вид - Берёза пови́слая (лат. Bétula péndula), называемая ещё наряду с пушистой берёзой, сравнительно недавно выделенной в качестве отдельного вида (лат. Bétula pubéscens), но менее годящейся для разработки из-за меньших размеров, "Берёза белая". Древесина берёзы не имеет чётко выраженного ядра, и по всему объёму ствола окрашена практически одинаково - от беловато-кремового до бледно-коричневого цвета в зависимости от условий роста дерева, а также сушки и хранения уже готовых пиломатериалов. Окраска однотонная, без выраженних годовых колец, текстура - прямослойная, однородная. На близких к радиальным срезам присутствует заматный блеск из-за тончайших, практически невидимых, сердцевинных лучей.

Древесина имеет достаточно высокую прочность и плотность - около 670 кг/м3. Это самый большой показатель из всех дикорастущих пород деревьев севера европейской части России. Этот показатель приравнивает берёзу ко многим твёрдо-лиственным породам.

Обрабатывается берёза легко, образуя при строгании и фрезеровании чистую и достаточно гладкую поверхность. Прочность клеевых швов хорошая, но не достигает максимума возможной из-за плотной структуры, не позволяющей клею глубоко проникать в поры. Неплохо протравливается красителями и полируется, Прекрасно обрабатывается на токарных и других станках.

Основное применение - фанера, внутренние строительные конструкции, столярные плиты, мебель из массива, токарные изделия. Из-за очень слабой устойчивости к гнили и поражению грибками совершенно не годится для наружных конструкций.

Древесина для строительства моделей парусников - берёза

В судомоделизмеза счёт своей доступности и малой стоимости древесина берёзы может использоваться практически во всех видах. Так, при строительстве моделей парусных кораблей, благодаря плотной и однородной структуре прекрасно подходит для изготовления тонких элементов рангоута парусников. Так-же в виде строганого шпона может применяться для облицовывания участков борта, в оригинале окрашенных в белый цвет (полосы орудийных портов поздних военных парусников или стальные крашенные корпуса современных судов). Ну а лущёный шпон и клеёная фанера - один из самых распространённых материалов при изготовлении внутреннего каркаса судна.