Древесина, применяемая в судомоделизме |
Тонкие эллементы рангоута (стеньги и реи) всех моделей кораблей, а так-же колонны мачт некоторых моделей, наприме, линейного корабля
"Ингерманланд" или брига
"Меркурий" изготовлены из реек древесины берёзы.
Берёза (лат. Bétula, англ Birch) — род листопадных деревьев (иногда - кустарников, вплоть до стелющихся по земле в заполярной тундре),
в который входит более ста отдельных видов. Деревья - иногда высотой до 35-40 м,
и стволом с максимальным диаметром обычно до 60-70 см у старых одиночных деревьев. Живёт дерево в среднем 100- - 150 лет. Известны отдельные экземпляры возрастом более 400 лет.
Различные виды берёзы растут по всем средним широтам северного полушария от заполярья до субтропиков.
Широчайшее применение всех составляющих частей растения - от коревищ, которые могли использоваться как жгуты при соединении
различных деталей в быту до листьев, издавна применявшихся знахарями при лечении болезней почек. А так-же и самой древесины,
также использовавшейся во множестве сфер от медицины (в виде активированного угля и получаемого из неё дёгтя)
до строительства, и его значение в истории и культуре России здесь рассматриваться не будет, это тема для отдельной большой статьи.
Здесь - только о самой древесине.
Для промышленных заготовок обычно используется только один, наиболее пригодный для этого вид - Берёза пови́слая (лат. Bétula péndula),
называемая ещё наряду с пушистой
берёзой, сравнительно недавно выделенной в качестве отдельного вида (лат. Bétula pubéscens), но менее годящейся для разработки
из-за меньших размеров, "Берёза белая".
Древесина берёзы не имеет чётко выраженного ядра, и по всему объёму ствола окрашена практически одинаково - от беловато-кремового
до бледно-коричневого цвета в зависимости от условий роста дерева, а также сушки и хранения уже готовых пиломатериалов.
Окраска однотонная, без выраженних годовых колец, текстура - прямослойная, однородная. На близких к радиальным срезам присутствует
заматный блеск из-за тончайших, практически невидимых, сердцевинных лучей.
Древесина имеет достаточно высокую прочность и плотность - около 670 кг/м3. Это самый большой показатель из всех дикорастущих
пород деревьев севера европейской части России. Этот показатель приравнивает берёзу ко многим твёрдо-лиственным породам.
Обрабатывается берёза легко, образуя при строгании и фрезеровании чистую и достаточно гладкую поверхность.
Прочность клеевых швов хорошая, но не достигает максимума возможной из-за плотной структуры, не позволяющей клею глубоко проникать в поры. Неплохо протравливается красителями и полируется,
Прекрасно обрабатывается на токарных и других станках.
Основное применение - фанера, внутренние строительные конструкции, столярные плиты, мебель из массива, токарные изделия.
Из-за очень слабой устойчивости к гнили и поражению грибками совершенно не годится для наружных конструкций. В судомоделизмеза счёт своей доступности и малой стоимости древесина берёзы может использоваться практически во всех видах. Так, при строительстве моделей парусных кораблей, благодаря плотной и однородной структуре прекрасно подходит для изготовления тонких элементов рангоута парусников. Так-же в виде строганого шпона может применяться для облицовывания участков борта, в оригинале окрашенных в белый цвет (полосы орудийных портов поздних военных парусников или стальные крашенные корпуса современных судов). Ну а лущёный шпон и клеёная фанера - один из самых распространённых материалов при изготовлении внутреннего каркаса судна. |