Авторские модели кораблей ручной работы | |
Авторские модели кораблей ручной работы "Полярная звезда" - самая большая из всех наших императорских яхт - была спроектирована как военный корабль с вооружением и строилась на Балтийском заводе ровно 2 года - с 20 мая 1888 по 19 мая 1890 года. Через год после испытаний она вошла в строй.
С 1891 по 1914 годы яхта постоянно служила императорской семье в их визитах по Европе, смотрах кораблей Балтийского флота, для торжественных встреч с главами других государств.
Летом 1905 года у берега острова Бьёркё (близ Выборга) на ней был подписан союзный договор Николая II императором Вильгельмом II.
В 1905—1914 гг. на «Полярной звезде» ежегодно путешествовала в Копенгаген императрица Мария Фёдоровна.
По ходу I мировой войны яхта оставалась в Петрограде, а в июне 1917 года перешла в Гельсингфорс. Её командир стал первым выборным командующим Балтийским флотом, а на борту яхты разместили его Центральный Комитет и провели II съезд Балтфлота.
Весной 1918 г. в "Ледовом походе" перешла в Кронштадт и до начала 1930-х годов стояла на консервации.
Затем её, сохранив название и внутреннюю отделку (!) не уступавшую дворцовой, переоборудовали в плавбазу для подводных лодок - справа.
Паровые машины заменили на дизеля, котлы оставили для отопления, демонтирова переднюю трубу, поставили новые мачты. В августе 1936 года база вошла в строй.
Во время Финской войны бывшая яхта находилась в Таллине, обеспечивая службу подводных лодок флота.
С началом ВОВ вместе с лодками перешла в Ленинград, а с выходом из войны Финляндии в 1944 г. - в Турку.
В 1954 году базу переоборудована в плавучую казарму, в 1961 - в корабль-мишень для испытания ракет.
Осенью 1961 года «Полярная звезда» была расстреляна почти в центре Рижского залива. Из-за малой глубины трубы торчали над водой до середины 1970-х.
Модель из коллекции Центрального Военно-морского музея Санкт-Петербурга
Модель, хранящаяся в экспозиции Музея императорских яхт в Петергофе.
Чертежи яхты «Полярная звезда» на момент вступления в строй
Боковой вид надводной части борта со схемой рангоута и парусности; план верхней палубы.
Продольный разрез корпуса, планы первой и второй палуб
На яхте был даже коровник с отдельной каютой для коровницы. Пассажиры пили свежее молоко. Модель плавбазы подводных лодок «Полярная звезда» из музея Балтийфского флота г. Балтийск Калининградской области.
|