Фрегат "Venus" для шведского флота построил в 1783 -1786 гг. в Карлскруне известнейший корабел Фредрик Хенрик Чапман (1721-1808), автор знаменитого атласа
Architectura Navalis Mercatoria, 1768.
"Venus" был третьим из десяти фрегатов новейшей конструкции типа "Bellona". Сперва он входил в эскадру, защищавшую Гётеборг.
В Русско-шведскую войну в мае 1789 г. русская эскадра блокировала шведский флот в Осло-фьорде. Во время полного штиля российский куттер (по ведомостям того времени, а по факту - 30-метровый 22-пушечный бриг) «Меркурий» подошёл на вёслах к фрегату и, будучи вне зоны огня противника, обстреливал его, пака шведы не спустили флаг. Картина А.В.Горбунова - справа.
Пленив фрегат, российские моряки перевели его в Копенгаген, а затем в Ревель. Там он был отремонтирован и с прежним именем вошёл в строй Балтийского флота.
В июне 1790 г. "Венус" участвовал в Выборгском бою со шведским флотом, где его экипаж потопил 15 мелких судов, пленил 6, а вместе с кораблём «Изяслав» захватил корабль «Ретвизан».
Фрегат участвовал в трёх коалиционных войнах с Францией с 1792 по 1807 годы в составах эскадр Грейга и Сенявина, в промежутке пройдя в 1804 г. капитальный ремонт.
В июне 1806 г. вместе с фрегатом "Автроил" атаковал французский отряд из 11 небольших судов, взяв в плен две шебеки и потопив две бомбардирские лодки.
В ноябре 1807 года пришёл для мелкого ремонта в Палермо. Одновременно началась Англо-русская война и флот англичан заблокировал фрегат в гавани. Сперва было запланировано взорвать корабль в случае попытки захвата, но потом Российское командование решило передать его на хранение Сицилийскому королевству как нейтральной стороне.
В Россию "Венус" уже не вернулся и скорее всего был разобран в 1814 году.
- Водоизмещение - 1350 тонн
- Длина по палубе - 46,32 м
- Ширина - 11,88 м
- Осадка - 4,8 м
- Экипаж - 342 чел. в бою -
290 - в крейсерстве
- Вооружение - 34 орудия
опердек - 28 х 12-фн
шканцы - 14 х 18-фн
бак - 2 х 6-фн
Модель фрегата «Венус»
фотографии, чертежи, схемы
Модель фрегата «Венус», изготовленная мастерами cтудии "Ship Model Construction".
Масштаб 1:75, габариты: длина 820 мм, высота 680 мм, ширина 330 мм.
Чертежи фрегата «Венус» на момент вступления в строй.
Разработаны французским архитектором, историком судостроения Ж. Будрио в соавторстве с Х. Берти (J. Boudriot, H. Berti).
Приятный бонус разработок этих авторов - все элементы чертежей выполнены в едином масштабе и рядом даны миниатюрные фигурки моряков, позволяющие более наглядно представить размеры и пропорции судна.
Чертёж парусности корабля - максимально полный возможный комплект косых парусов и схема проводки их такелажа для фрегата первого ранга второй половины XVIII века.
Схема прямых парусов фок и грот-мачт и их оснащения такелажем, места крепления концов такелажа на корпусе корабля (боковой проекции).
То же для бизань-мачты и блинда бушприта, схема оснащения их реев, план палубы с местами крепления концов такелажа.
Продольный разрез корпуса над главной палубой, вид корпуса сверху.
Новшество на кораблях того времени - единый общий настил бака и шканцов объединённых широкими мостками по бортам.
Вскоре это трансформируется в гладкопалубные корабли XIX века.
Схема расположения бимсов под главной палубой.
Внутрення поверхность борта и план главной (батарейной) палубы.
Проекция "полуширота" теоретического чертежа - обводы надводной и подводной частей корпуса.
Проекция "корпус", виды носа и кормы, поперечные сечения и внутренние конструкции корпуса по шпангоутам.
Конструкционные чертежи носовой и кормовой оконечностей фрегата, профили отдельных элементов их набора.
Чертежи отдельных элементов корабельного оборудования - пушки, битенги, руль, трапы, шпиль, штурвал, шлюпки якоря, и пр.
Проекция "бок" теоретического чертежа
Полностью оснащённый корпус корабля - вид сбоку и днище.
Судя по чертежу, оно было обшито медными листами, хотя прямых указаний на это я не нашёл.
Узлы сочленений элементов рангоута, марсы, салинги, русленя.
Отдельные элементы рангоута - колонны мачт, бушприт, стеньги, реи и др.
Эскизы внешнего вида кормовой и и носовой оконечностей фрегата с приведённого в конце чертежа (к сожалению, не нашёл его версии с большим разрешением).
Обращает внимание различие носовых фигур здесь и на приведённых выше чертежах - чертежи дают фигуру гербового щита Швеции со знаменитыми тремя коронами.
Тогда логично предположить, что эти эскизы представляют статую Венеры и соответствуют декору корабля в составе Российского флота.