Авторские модели кораблей ручной работы |
Авторские модели кораблей ручной работы Корабли XVIII века
|
Первые известные историкам галеры появились в Египте примерно в 1500-е годы до н.э. и не очень сильно изменились за следующие 3000 лет. Они по-прежнему оставались преимущественно военными кораблями и главную роль в их движении играли вёсла. Первая в России галера была заказана Петром I в Голландии для адмирала Лефорта. Она по частям была привезена в Воронеж и собрана там в 1696 году. В том-же году по её образцу на Преображенской верфи была построена первая своя галера - «Принципиум». Галеры просуществовали в Российском военном флоте до самого конца XVIII века - последняя из них - "Пернов" (название города Пярну) была построена в 1796 году. «Тверь» — 13-баночная (26-вёсельная) галера, специально построенная для путешествия по Волге Екатерины II. Её модель (изначально 12-баночная) сразу проектировалась как флагманское судно флотилии. Строилась в Твери в 1766-67 годах. Набор был изготовлен из дуба, обшивка палубный настил и прочие конструкции — из сосны. Богатый резной декор был выполнен из липы и берёзы. В носовой части судна находились две небольшие рубки. В левой был камбуз, а в правой рубке - гальюн. На крышах рубок разместили небольшие салютные пушки. От жилой надстройки на корме к рубкам между банками для гребцов шла приподнятая галерея - куршея. В трюме под палубой были помещения для гребцов и экипажа галеры. В верхней части жилой надстройки было девять отдельных помещений - каюта капитана, отделанные каюты императрицы и двух её фрейлин и командира флотилии графа И. Г. Чернышёва, спальня и столовая на 12 персон. В нижнем отделении было ещё 10 помещений - каюты фрейлин, и кладовые для припасов. Путешествие от пристани путевого дворца в Твери до Синбирска длилось со 2 мая по 5 июня 1767 года. По его окончании «Тверь» вместе с ещё тремя галерами флотилии была переправлена в Казань для сохранения. 1804 году те три были разобраны из-за ветхости, а для "Твери", как для флагмана был построен специальный павильон. Его не раз меняли, галеру перетаскивали на новые места, временами она стояла без охраны (в т.ч. с 1954г.), но тем не менее она сохранялась до 1956 года, когда сгорела при пожаре из-за детской шалости.
Чертежи модели галеры "Тверь"Модель галеры «Тверь» из коллекции Музея речного флота в Нижнем Новгороде. Модель галеры «Тверь» в Национальном музее Республики Татарстан (Казань) Боковой общий вид и рисунок Очищеный и оцифрованный чертёж из собрания Центрального Военно-морского музея и оригинал чертежа Чертёж из атласа XVIII века и современный вариант реконструкции планировки помещений на гелере "Тверь" Картина А.К.Беггрова "Галера "Тверь" под штандартом императрицы Екатерины II" Павильон, где хранилась галера, фото 1879 года и одна из фотографий "Твери" в пору её хранения под открытым небом. Чертёж неизвестной галеры правительственного класса, не имеющий отношения к "Твери", но одного с типа и в силу своей подробности позволяющий составить более подробное представление об этом классе судов. |