Яндекс.Метрика
Минифлот. Купить авторские профессиональные модели кораблей ручной работы Модель пакетбота Святой Петр

Авторские модели кораблей ручной работы
чертежи, схемы, фотографии

Корабли XVIII века
Пакетбот "Святой Петр"
1740 (Охотск) - 1741 (камни о. Беринга)

  Каталог     Сервис, доставка     Контакты    

КОРАБЛИ И СУДА - модели, чертежи, истории:

Корабли Петра I       XVIII век       1800-1852 гг.       Парусно-паровые       Импер. яхты       Броненосцы       Крейсера 1900-17       ВМФ СССР 1917-45       ВМФ СССР 1945-91       Парусники XX в.       Ледоколы       Научные суда       Пассажирские суда      

Пакетботы как тип специальных быстроходных морских кораблей для почтовы перевозок впервые появились в Швеции в 1630-х годах.

Это были сравнительно небольшие - 20-25 метров, как правило, двухмачтовые суда, по типу брига или бригантины, с вооружениеи от 10 до 16 пушек калибром от 2 до 6 фунтов.

В России первый 17-метровый безымянный пакетбот построили в 1704 году на Олонецкой верфи, а последний - в 1801.

С началом XIX века парусные пакетботы вышли из употребления и сменились паровыми.


"Святой Петр" построили в 1739-40 годах в Охотске для Сибирской военной флотилии, но вскоре был включён в состав Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга.

В сентябре 1740 г. вместе с однотипным пакетботом "Святой Павел" вышел к берегам Камчатки. Через месяц суда добрались до Авачинской бухты и встали на зимовку.

В июне 1741 года суда вышли в Тихий океан, но вскоре потеряли друг друга.

"Святой Петр" к середине июля добрался до Северной Америки в месте современной границы Аляски и Канады. Пополнив запас воды и проведя небольшие исследования, корабль отправился обратно.

Идя вдоль Алеутских островов моряки открыли несколько новых из них. По пути 12 человек погибли от цинги. Весь поход от нынешнего Петропавловска до Америки и обратно составил около 9000 км.

Не дойдя до Камчатки менее 300 км. в ноябре экспедиция решила зазимовать на небольшом острове (ныне - остров Беринга). Удобной бухты не было, корабль решили вытащить на берег, но не успели и его штормом разбило о камни. Зимой умерло ещё 19 моряков, и среди них - сам Беринг.

Плавание экспедиции отразилось в нескольких выпусках почтовых марок СССР и Дании - родины Беринга.

Марка пакетбот Святой Петр 1941 СССР     Марка пакетбот Святой Петр 1966 СССР     Марка пакетбот Святой Петр 1941 Дания

Весной-летом 1742 года 46 оставшихся в живых моряков из обломков своего судна построили новый корабль - небольшой гукор длиной 11 метров, и на нём за две недели к концу августа вновь вернулись в Авачинскую бухту.

Работой руководил казак Савва Стародубцев, простой плотник, работавший на постройке первого пакетбота. Вернувшись, он стал корабелом и уже как мастер построил ещё несколько судов.

Новый гукор оказался столь добротным, что ещё 12 лет служил в качестве транспортного судна Сибирской флотилии, пережив серьёзное крушение, в котором погибли 12 человек.

В 1755 он вновь попал в катастрофу и был разбит о камни у камчатских берегов.

  • Длина по килю - 24,4 м
      наибольшая - 30,2 м
  • Ширина - 7 м
  • Глубина интрюма - 2,9 м
  • Высота жилых помещений - 1,73 м
  • Осадка - 2,9 м
  • Водоизмещение - около 311 тонн
  • Вооружение - 9 х 3-фунт. (72 мм) пушек
      5 х 2-фунтовых (67 мм)
  • Экипаж - 78 человек

Модель пакетбота "Святой Петр"
фотографии и чертежи

Модель, изготовленная в московской судомодельной студии "parus-model"

Авторская модель пакетбота Святой Петр. общий вид   Модель пакетбота Святой Петр ручной работы   Модель пакетбота Святой Петр   Авторская модель пакетбота Святой Петр. шкафут   Модель пакетбота Святой Петр ручной работы, нос



Чертежи, разработанные инженером историком капитаном 2-го ранга В.Е.Науменковым из журнал «Моделист конструктор» №12 за 2015 год.

Общий вид пакетбота с полным парусным вооружением. Проекции корпуса и фрагменты оборудования палубы.

Модель пакетбота Святой Петр.    Модель пакетбота Святой Петр.


Вариант окраски корабля - репродукция художника-мариниста М. Ф. Аверьянова.

Модель пакетбота Святой Петр.


Точных сведений об окраске "Святого Петра" не сохранилось, поэтому все цветовые решения моделей и репродукций - субъективное представление авторов в зависимости от тех или иных традиций окраски судов первой половины XVII века.