Авторские модели кораблей ручной работы |
Авторские модели кораблей ручной работы Корабли XVIII века
|
Пакетботы как тип специальных быстроходных морских кораблей для почтовы перевозок впервые появились в Швеции в 1630-х годах. Это были сравнительно небольшие - 20-25 метров, как правило, двухмачтовые суда, по типу брига или бригантины, с вооружениеи от 10 до 16 пушек калибром от 2 до 6 фунтов. В России первый 17-метровый безымянный пакетбот построили в 1704 году на Олонецкой верфи, а последний - в 1801. С началом XIX века парусные пакетботы вышли из употребления и сменились паровыми. "Святой Петр" построили в 1739-40 годах в Охотске для Сибирской военной флотилии, но вскоре был включён в состав Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга. В сентябре 1740 г. вместе с однотипным пакетботом "Святой Павел" вышел к берегам Камчатки. Через месяц суда добрались до Авачинской бухты и встали на зимовку. В июне 1741 года суда вышли в Тихий океан, но вскоре потеряли друг друга. "Святой Петр" к середине июля добрался до Северной Америки в месте современной границы Аляски и Канады. Пополнив запас воды и проведя небольшие исследования, корабль отправился обратно. Идя вдоль Алеутских островов моряки открыли несколько новых из них. По пути 12 человек погибли от цинги. Весь поход от нынешнего Петропавловска до Америки и обратно составил около 9000 км. Не дойдя до Камчатки менее 300 км. в ноябре экспедиция решила зазимовать на небольшом острове (ныне - остров Беринга). Удобной бухты не было, корабль решили вытащить на берег, но не успели и его штормом разбило о камни. Зимой умерло ещё 19 моряков, и среди них - сам Беринг. Плавание экспедиции отразилось в нескольких выпусках почтовых марок СССР и Дании - родины Беринга. Весной-летом 1742 года 46 оставшихся в живых моряков из обломков своего судна построили новый корабль - небольшой гукор длиной 11 метров, и на нём за две недели к концу августа вновь вернулись в Авачинскую бухту. Работой руководил казак Савва Стародубцев, простой плотник, работавший на постройке первого пакетбота. Вернувшись, он стал корабелом и уже как мастер построил ещё несколько судов. Новый гукор оказался столь добротным, что ещё 12 лет служил в качестве транспортного судна Сибирской флотилии, пережив серьёзное крушение, в котором погибли 12 человек. В 1755 он вновь попал в катастрофу и был разбит о камни у камчатских берегов.
Модель пакетбота "Святой Петр"
|