Яндекс.Метрика
Минифлот. Купить авторские профессиональные модели кораблей ручной работы Модель дубель-шлюпки

Авторские модели кораблей ручной работы
чертежи, схемы, фотографии

Корабли XVIII века
Дубель-шлюпки
Подвиг капитана Остен-Сакена

  Каталог     Сервис, доставка     Контакты    

КОРАБЛИ И СУДА - модели, чертежи, истории:

Корабли Петра I       XVIII век       1800-1852 гг.       Парусно-паровые       Импер. яхты       Броненосцы       Крейсера 1900-17       ВМФ СССР 1917-45       ВМФ СССР 1945-91       Парусники XX в.       Ледоколы       Научные суда       Пассажирские суда      

Дубель-шлюпки существовали в Российском флоте начиная с 1730-х годов и вплоть до самого конца XVIII века. Последняя из известных была построена в 1789 и выбыла из строя в 1802 году.

Название идёт от "doble" - двойной. По формулировке Адмиралтейств-коллегии - как обычные, но больше "против оных вдвое"

В основном они предназначались для речной и прибрежной морской службы. Играли роль более поздних канонерских лодок, были десантными, посыльными, транспортными судами.

Сперва были без палуб и оборудованы двумя мачтами с латинскими парусами, позднее имели одну съёмную мачту с прямыми парусами и палубу.

Общие параметры дубель-шлюпок - водоизмещение до 50 тонн, длина 17 - 25 метров, до 22 вёсел у первого типа, до 42 - у второго, ширина 4,5 — 6 метров, осадка до 2 метров, экипаж до 50 (I тип) или до 70 (II тип) человек. Вооружение — до 15 орудий.

Судя по характеристикам - длина 22 м и 42 весла - дубель-шлюпка Остен-Сакена относилась ко второму, более позднему типу, однако достоверно я это выяснить не смог.

Поэтому приведённые здесь чертежи и модель, скорее всего, отношения к ней не имеют, и приведённая ниже история дана просто так, "для памяти потомков".


Капитан Христиан Иванович Остен-Сакен происходил из старинного рода, берущего начало в Померании и Курляндии в XIII-XIV веках.

В 1788 г. он был назначен командиром только что построенной на Херсонской верфи в серии из 7 единиц 42-вёсельной дубель-шлюпки № 2. Она входила в эскадру Дунайского лимана принца Нассау-Зигена - француза на русской службе. (материал с сайта Военная история)

В мае 1788 года их шлюпка была в дозоре у Кинбургской косы близ Очакова. Увидев входящий в Днепровский лиман турецкий флот, экипаж хотел уйти и предупредить своих, но был обнаружен и преследован 30-ю галерами.

Будучи настигнутыми, моряки приняли бой и сцепившись в абордаже, взорвали своё судно, уничтожив 4 галеры и взрывом предупредив свои войска о нападении неприятеля.

По одним данным погиб весь экипаж - 52 человека, по другим - 10 спаслись - им Остен-Сакен приказал спуститься в маленькую лодку, имевшуюся на дубель-шлюпке.

Капитану было 32 года. В истории не сохранилось его портрета. Он не был женат и его наследникам - брату и сёстрам - Екатерина пожаловала имение близ Митавы. И уже их потомки упрочили доброе имя рода в российской истории. В том числе и военно-морской.

За 51 год до этого другой француз на русской службе - капитан Пётр Дефремери по другую сторону Крыма, примерно в 300 км - у Федотовой косы - впервые в русском флоте совершил такой же подвиг, успев высадить на берег экипаж и оставшись на своём небольшом боте с двумя матросами.

К столетию подвига Остен-Сакена, в 1888 году, на Черноморском флоте в его честь был назван новый минный крейсер «Капитан Сакен».

От Дефремери не осталось ни портрета, ни продолжения фамилии, ни имени в списках флота.

  • Длина - 22 м
  • Ширина - 5,2 м
  • Осадка - 1,7 м
  • Вооружение - 2 х 30-фн пушки
      1 х 12-фн
      4 х 4-фн
      4 фальконета
  • полный экипаж - до 70 человек

Модель дубель-шлюпки
фотографии, чертежи, схемы

Модель, изготовленная мастерами студии "Аrvalax-studio".

Авторская модель дубель-шлюпки.  общий вид   Модель дубель-шлюпки ручной работы  

Авторская модель дубель-шлюпки   Авторская модель дубель-шлюпки 4  

модель дубель-шлюпки ручной работы 5   Авторская модель дубель-шлюпки 6   Авторская модель дубель-шлюпки 7  




Чертежи дубель-шлюпки, разработанные издательством А.А.Гармашева.

Боковой вид с проекцией "корпус" теоретического чертежа

Мачты, разрез корпуса и теоретический чертеж.

Вид сверху, поперечное сечение и отдельные детали.

 дубель-шлюпка. чертеж 1   дубель-шлюпка. чертеж 2   дубель-шлюпка. чертеж 2  


Другой вариант реконструкции дубель-шлюпки, выполненный в 1991 году в Тульском отделении ДОСААФ по заказу фирмы "Ретро-флот"

 дубель-шлюпка. чертеж 4    дубель-шлюпка. чертеж 5