Яндекс.Метрика
Минифлот. Купить авторские профессиональные модели кораблей ручной работы Модель дубель-шлюпки

Авторские модели кораблей ручной работы
чертежи, схемы, фотографии

Корабли XVIII века
Дубель-шлюпки
Подвиг капитана Остен-Сакена

  Каталог     Стиль     Сервис, доставка     Заказ и ремонт     Чертежи     Мастерская     Древесина     Контакты     Автор     3d визуализация


Чертежи кораблей

Россия

Корабль "Орёл"

"Апостол Пётр"

"Пётр и Павел"

"Гото Предистинация"

"Штандарт"

"Полтава"

"Ингерманланд"

Галера "Двина"

Бот "Св. Гавриил"

"Слава России"

Гукор "Двина"

Дубель-шлюпка

Пакетбот "Св. Пётр"

Галера "Тверь"

"Трёх Иерархов"

"Победоносец"

Фрегат "Венус"

"Св. Николай"

"Святой Павел"

XIX

"Меркурий"

"Азов"

"Нева"

"Паллада"

"Память Азова"


Императорские яхты

"Роял Транспорт"

"Держава"

"Ливадия", 1873

"Ливадия", 1880

"Тамара"

"Полярная звезда"

"Штандарт" 1895

"Александрия"

Парусно-паровые корабли

"Владимир"

Фрегат "Олег"

"Александр Невский"

Корвет "Витязь" I

"Владимир Мономах"

Корвет "Витязь" II

"Дмитрий Донской"

"Адмирал Корнилов"

"Адмирал Нахимов"

"Память Азова"

Пароход "Херсон"

Пароход "Москва"

Корабль "Океан"

XX

"Ретвизан"

"Потёмкин"

"Красин"

"Крузенштерн"

"Киров"

"Сов. Союз"

"Ленин"

"Беззаветный"

"Мир"


НИС

"Курчатов"

"Юрий Гагарин"

"Михаил Сомов"

"Ломоносов"


Пассажирские

"Княжна О.Н."

"Белоостров"

"Балтика"

"Александр Пушкин"


Швеция

"Vasa"

Дубель-шлюпки существовали в Российском флоте начиная с 1730-х годов и вплоть до самого конца XVIII века. Последняя из известных была построена в 1789 и выбыла из строя в 1802 году.

Название идёт от "doble" - двойной. По формулировке Адмиралтейств-коллегии - как обычные, но больше "против оных вдвое"

В основном они предназначались для речной и прибрежной морской службы. Играли роль более поздних канонерских лодок, были десантными, посыльными, транспортными судами.

Сперва были без палуб и оборудованы двумя мачтами с латинскими парусами, позднее имели одну съёмную мачту с прямыми парусами и палубу.

Общие параметры дубель-шлюпок - водоизмещение до 50 тонн, длина 17 - 25 метров, до 22 вёсел у первого типа, до 42 - у второго, ширина 4,5 — 6 метров, осадка до 2 метров, экипаж до 50 (I тип) или до 70 (II тип) человек. Вооружение — до 15 орудий.

Судя по характеристикам - длина 22 м и 42 весла - дубель-шлюпка Остен-Сакена относилась ко второму, более позднему типу, однако достоверно я это выяснить не смог.

Поэтому приведённые здесь чертежи и модель, скорее всего, отношения к ней не имеют, и приведённая ниже история дана просто так, "для памяти потомков".


Капитан Христиан Иванович Остен-Сакен происходил из старинного рода, берущего начало в Померании и Курляндии в XIII-XIV веках.

В 1788 г. он был назначен командиром только что построенной на Херсонской верфи в серии из 7 единиц 42-вёсельной дубель-шлюпки № 2. Она входила в эскадру Дунайского лимана принца Нассау-Зигена - француза на русской службе. (материал с сайта Военная история)

В мае 1788 года их шлюпка была в дозоре у Кинбургской косы близ Очакова. Увидев входящий в Днепровский лиман турецкий флот, экипаж хотел уйти и предупредить своих, но был обнаружен и преследован 30-ю галерами.

Будучи настигнутыми, моряки приняли бой и сцепившись в абордаже, взорвали своё судно, уничтожив 4 галеры и взрывом предупредив свои войска о нападении неприятеля.

По одним данным погиб весь экипаж - 52 человека, по другим - 10 спаслись - им Остен-Сакен приказал спуститься в маленькую лодку, имевшуюся на дубель-шлюпке.

Капитану было 32 года. В истории не сохранилось его портрета. Он не был женат и его наследникам - брату и сёстрам - Екатерина пожаловала имение близ Митавы. И уже их потомки упрочили доброе имя рода в российской истории. В том числе и военно-морской.

За 51 год до этого другой француз на русской службе - капитан Пётр Дефремери по другую сторону Крыма, примерно в 300 км - у Федотовой косы - впервые в русском флоте совершил такой же подвиг, успев высадить на берег экипаж и оставшись на своём небольшом боте с двумя матросами.

К столетию подвига Остен-Сакена, в 1888 году, на Черноморском флоте в его честь был назван новый минный крейсер «Капитан Сакен».

От Дефремери не осталось ни портрета, ни продолжения фамилии, ни имени в списках флота.

  • Длина - 22 м
  • Ширина - 5,2 м
  • Осадка - 1,7 м
  • Вооружение - 2 х 30-фн пушки
      1 х 12-фн
      4 х 4-фн
      4 фальконета
  • полный экипаж - до 70 человек

Модель дубель-шлюпки
фотографии, чертежи, схемы

Модель, изготовленная мастерами студии "Аrvalax-studio".

Авторская модель дубель-шлюпки.  общий вид   Модель дубель-шлюпки ручной работы  

Авторская модель дубель-шлюпки   Авторская модель дубель-шлюпки 4  

модель дубель-шлюпки ручной работы 5   Авторская модель дубель-шлюпки 6   Авторская модель дубель-шлюпки 7  




Чертежи дубель-шлюпки, разработанные издательством А.А.Гармашева.

Боковой вид с проекцией "корпус" теоретического чертежа

Мачты, разрез корпуса и теоретический чертеж.

Вид сверху, поперечное сечение и отдельные детали.

 дубель-шлюпка. чертеж 1   дубель-шлюпка. чертеж 2   дубель-шлюпка. чертеж 2  


Другой вариант реконструкции дубель-шлюпки, выполненный в 1991 году в Тульском отделении ДОСААФ по заказу фирмы "Ретро-флот"

 дубель-шлюпка. чертеж 4    дубель-шлюпка. чертеж 5