- Водоизмещение 4790 т
- Длина по палубе - 64,6 м
- Ширина - 18,14 м
- Осадка - 7,7 м
- Глубина трюма - 8,38 м
- Экипаж - 1000 человек
- Вооружение - 120/130 орудий
гондек - 28 × 68-фн. пушек
мидельдек - 35 х 36-фн. пушек
опердек - 37 х 36-фн. пушек
шканцы и бак - 24 х 24-фн. каронады
Третий и последний в серии 120-пушечных кораблей. Построен на Николаевском Адмиралтействе мастером С.И. Чернявским.
Эти три корабля были и остались навсегда самыми совершенными военными парусниками в мире. Англия и Франция строили корабли такого класса ещё в 1810-1830-х годах и на 1850-е годы они уже весьма устарели. Европа переходила на паровой флот.
Корабль заложили 07.05.1850 г. и спустили на воду 29.09.1852 г. К июлю 1853 г. закончили оснащение и "Вел. Кн. Константин" перешел из Николаева в Севастополь.
До начала Крымской войны участвовал в учениях, проводил практические плавания, перевозил войска.
С началом войны осуществлял крейсерские и патрульные рейды.
В Синопском сражении 18 ноября 1853 г. корабль подбил и вынудил выброситься на берег турецкие фрегат "Несими-Зефер" и корвет "Неджеми-Фешан", подавил береговую батарею, и вместе корветом "Чесма" взорвал фрегат "Навек-Бахри".
За время боя корабль сделал 2466 выстрелов, получил 30 пробоин, потери экипажа составили 8 убитых и 26 раненых, были повреждены все мачты. Возвращаясь после боя, часть пути до Севастополя он шел на буксире у парохода "Одесса".
В начале обороны города "Вел. Кн. Константин" стоял у входа в Южную бухту. На нём была резиденция начальника штаба Флота В.А. Корнилова. В ноябре 1854 его перевели на рейд. На нем оставались около 340 моряков и 90 орудий.
В ходе всей службы командиром корабля был кап. 1-го ранга Л. А. Ергомышев (1808-1859)
28 августа 1855 г. "Великий Князь Константин" был затоплен на рейде Севастополя при отходе Русских войск.
При очистке дна бухты после войны с него подняли как реликвии некоторые детали, а корпус был взорван.
Модель корабля "Великий Князь Константин"
чертежи, схемы, фотографии
Модель корабля «Великий Князь Константин». Масштаб 1:100. Работа Евгения Владимировича Епура из Одессы, получившая золотые медали на чемпионате мира по судомодельному спорту 2019 года в Болгарии и Кубке Университетов 2020 в Санкт-Петербурге.
Подробный обзор строительства - на портале modelsworld.ru
Чертежи и типичные схемы устройства парусных линейных кораблей 1-го ранга середины XIX века, к каковым относился и "Великий Князь Константин", взятые из книги Г.А.Гребенщиковой "120-пушечный корабль "Двенадцать Апостолов"
Теоретический чертёж - проекции "бок" и "полуширота", проекция "корпус"
Конструкция руля. Схема носовых и кормовых дейдвудвудов, установка штевней на киль. Шаблон прямого шпангоута, виды стыковки деревянных элементов, конструкция лекала, коксы. Подъем и установка шпангоутов на стапеле.
Поворотные шпангоуты носа. Расположение деревянных брештуков в трюме. Крепление железных диагональных ридерсов и раскосин на внутреннй поверхности обшивки в трюме. Конструкция шпигатов на нижних палубах.
Варианты конфигурации железных книц конструкции У.Саймондса. Крепление бимсов на внутреннюю обшивку борта корабля по системе Саймондса. Установка планширя, сечение по шпангоуту с показанием толщины досок обшивки, расположение досок наружной обшивки.
Конструкция и вариант набора княвдигеда. Подъем и установка княвдигеда на форштевень. Конструкция гальюна в трёх проекциях
Мраморный камин в офицерском корабельном салоне. Спусковое устройство для линейного корабля середины ХIХ века. Гребные суда 120-пушечного корабля 1-го ранга
Конструкция степса бушприта. пятнерс мачты. Конструкция двойного и одиночного шпиля Устройство русленей и крепление нижних вант
Конструкция колонн мачт, бушприа и реев. Марсовые площадки и салинги, детали сочленения мачт и стеньг, эзельгофты. Мачтовые битенги для линейного корабля 1-го ранга.
Проводка бегучего такелажа фок- или грот-мачты на судах с парусным вооружением корабельного типа середины 19 века, вид с кормы. То-же, вид с носа. Оснастка бушприта и углетаря на крупных кораблях в середине XIX века.
Бегучий такелаж фор-стень–стакселя и кливеров на судах с корабельным парусным вооружением середины 19 века. Проводка бегучего такелажа гафеля и гика, подъём и установка на колонне мачты стеньги и марсовой площадки. Постановка ватер-штагов на бушприте.
Способ установки пушек на нижних палубах корабля, установка колонны мачты. Обтяжка штагов и нижних вант на больших кораблях. Оснащение стеньг
Различные варианты применяемых стропов и талей Разновидности конструктий гаков, блоков и юверсов.
Оснащение реи, якоря и подвеска гребных судов, Тенты, винд-зейли, брюканцы, офицерские и матросские койки.
Монография Галины Гребенщиковой "120-пушечный корабль "Двенадцать Апостолов" издательства "Мидель-шпангоут" приведена на сайте apostolov12.narod.ru