Яндекс.Метрика
Минифлот. авторские модели парусных кораблей 19 в ручной работы

Авторские модели кораблей ручной работы

МАГАЗИН

Модель яхты «Нева»

Авторские модели кораблей ручной работы
Истории, чертежи, схемы,

Корабли XIX века
Гвардейские яхты "Нева"

1809 (С-Пб Адмиралтейство) - 1838 (Рига)
1831 (Охтинская верфь С-Пб) - после 1852 г.(?)

КОРАБЛИ И СУДА РОССИЙСКОГО ФЛОТА
модели, чертежи, истории, имена

Корабли Петра I       XVIII век       1800-1852 гг.       Парусно-паровые       Импер. яхты       Броненосцы       Крейсера 1900-17       ВМФ СССР 1917-45       ВМФ СССР 1945-91       Парусники XX в.       Ледоколы       Научные суда       Пассажирские суда      

Шлюп "Мирный"   Бриг "Меркурий"   "Азов"   Яхты "Нева"   "Паллада"   "12 Апостолов"   "Вел. кн. Константин"  


Имя «Нева» носили три известные яхты, причём две первые - 1809 и 1831 годов постройки имели практически одинаковые размеры и однотипное парусное вооружение брига. Причём вопреки издавна существующей во флотах практически всех стран традиции не иметь двух кораблей с одним и тем-же названием одновременно (особенно для однотипных судов), вторая яхта была построена и названа тогда, когда первая еще продолжала находиться в строю.

Константин Павлович после Заграничного похода русской армии 1813-1814 годов стал главнокомандующим Войска Польского и наместником императора России в Польше и жил в Варшаве. Таким образом, вторая яхта едва-ли могла предназначаться для него, тем боле, что в июне 1831 года Константин умер в Витебске, отступая со своим корпусом от восставших польских войск.

Однако на чертежах кораблей всё-же практически всегда принято указывать именно год их строительства. Думаю, что дата - 1831 год может относится и к состоянию первой яхты на этот период и к году постройки второй.

Полагаю, что будет уместно привести сведения обо всех яхтах, тем более, что информация достаточно скудная.


Первая "Нева" — небольшая 12-пушечная яхта-бриг была построена в Санкт-Петербурге в Главном Адмиралтействе в 1808–1809 годах и, наверное, всё же именно она предназначалась для Константина Павловича, которому на тот момент было 30 лет.

Строитель - Григорий Степанович Исаков (1775—1854) построивший более 30 различных судов - от яхт до больших линейных кораблей 1-го ранга. За постройку этой яхты он был награждён именным перстнем с бриллиантом.

Константин Павлович в это время был командующим Гвардейским флотским экипажем и яхта получила второе неофициальное название "Гвардейской".

  • Длина корпуса
      21,6 м.
  • Ширина 5,7 м
  • Осадка 2 м
  • 12 орудий

Во время войны 1812 г. яхта находилась в Кронштадте при Балтийском корабельном флоте. В 1813 г. она была переведена в порт города Выборг.

В промежутки времени с 1818 по 1823 и с 1828 до 1829 годы «Нева» в составе отрядов учебных судов с кадетами и гардемаринами совершала тренировочные плавания между С.–Петербургом и Кронштадтом.

Затем была переведена в Курляндскую губернию (современная Латвия).

С 1830 года служила брандвахтой в Риге. В 1831—1837 гг. так-же в качестве брандвахты находилась в устье Западной Двины. Яхта была разобрана в Риге в 1838 г.


Вторая "Нева" строилась в 1830–1831 uодах на Охтинской верфи под руководством Вениамина Фомича Стоке, английского мастера-корабела на русской службе. Он известен как ведущий мастер при постройке яхты "Нева".

Яхта сразу проектировалась и строилась в качестве придворной.

В период между 1832 и 1846 годами «Нева» в составе учебных парусных отрядов находилась в практических плаваниях между Санкт–Петербургом и Кронштадтом с кадетами Морского корпуса на борту.

30 августа 1834 года она в составе отряда других судов Гвардейского флотского экипажа заходила в Неву и участвовала в торжественной церемонии открытия Александровской колонны на Дворцовой площади.

В 1841 г. тимберована (т.е. капитально отремонтирована, включая замену и ремонт обшивки) на Охтенской верфи.

В 1849 году она была переоборудована в лоцманское судно и получила имя «Мензула». В 1852 г. принимала участие в парусной регате в Финском заливе.

О её дальнейшей службе сведений не сохранилось.

  • Длина по ватерлинии - 22,9 м.
  • Ширина - 6,8 м.
  • Осадка - 3 м.
  • Вооружение
      14 3-фунт. пушек.

Люгер «Нева»

Третья яхта с тем-же именем — 12-пушечный трехмачтовый люгер.

Была построена так-же на Охтенской верфи в 1848-1849 гг. Строитель - корабельный мастер Шаттен.

Предназначалась для великого князя Алексея Александровича и, так-же как и первая, была приписана к Гвардейскому экипажу.

В промежуток между 1847 и 1851 и в 1853 годах третья "Нева" ходила с учебными рейсами между С.–Петербургом и Кронштадтом.

В 1856–1859 гг. совершала плавания между портами всего Финского залива.

5 января 1863 года и эта яхта была исключена из списков судов флота.

  • Длина корпуса - 19,8 м
  • ширина - 6,4 м
  • осадку 3,1 м
  • вооружение - 12 орудий.

Модель яхты «Нева», чертежи, фотографии

«Нева» неизвестного автора и фрагменты модели яхты, хранящейся в коллекции Центрального Военно-морского музея Санкт-Петербурга.

Авторская модель яхты «Нева»     модель яхты «Нева» ручной работы     яхта «Нева» авторская модель

яхта «Нева» модель корабля ручной работы     коллекционная модель яхты «Нева»     готовая модель яхты «Нева»




Комплект чертежей, когда-то скачанных во времена свободного доступа на Рутрекер.

Издавались компанией "Микрофлот" Сергея Шлычкова в серии "Корабли под Андреевским флагом".

Общий вид яхты, схема рангоута и такелажа.

Чертёж корпуса, план верхней палубы и внутренняя поверхность фальшборта. Сжема укладки концов бегучего такелажа.

    Выкройки парусов

Чертёж яхты Нева. Общий вид     Чертёж яхты Нева. Корпус     Чертёж яхты Нева. Паруса



Акварель художника-мариниста Льва Лагорио 1892 года.

Акварель Лагорио яхта Нева