Авторские модели кораблей ручной работы |
Авторские модели кораблей ручной работы Корабли XIX века
|
КОРАБЛИ И СУДА РОССИЙСКОГО ФЛОТА Корабли Петра I XVIII век 1800-1852 гг. Парусно-паровые Импер. яхты Броненосцы Крейсера 1900-17 ВМФ СССР 1917-45 ВМФ СССР 1945-91 Парусники XX в. Ледоколы Научные суда Пассажирские суда |
Шлюп "Мирный" Бриг "Меркурий" "Азов" Яхты "Нева" "Паллада" "12 Апостолов" "Вел. кн. Константин"
"Азов" построили чуть более чем за семь месяцев - с ноября 1825 по июнь 1826 (включая архангельскую зиму!) на Соломбальской верфи. Строили параллельно в паре с головным кораблём в серии из 25 кораблей типа «Иезекииль». Заложили и спустили на воду оба корабли одновременно - в один и тот же день. "Азов" стал третьим в русском флоте судном с таким именем. Термин "74-пушечный" здесь - ранг корабля (в данном случае - 2-й), реальное вооружение почти всегда бывало большим. Командиром стал первооткрыватель Антарктиды будущий адмирал, а тогда капитан 1 ранга М.П.Лазарев. В экипаже были совсем молодые офицеры - тоже будущие адмиралы П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин и Е.В.Путятин. В октябре 1826 корабль пришел в Кронштадт, попав по пути в столь жестокий шторм, что ветром сломало грот-марса-рей. В начале лета, после смотра кораблей и посещения в числе прочих и "Азова" Николаем I, эскадра вышла в Средиземное море. Командовал ею адмирал Д.Н.Сенявин, а составляли девять кораблей, семь фрегатов и корвет. Соединившись в Ионическом море у о. Занте с англо-французким отрядом, совместными усилиями заблокировали турецко-египетскую эскадру в Наваринской бухте (юго-запад Пелопонеса). Наварин 8 октября началось сражение. "Азов" был флагманом адмирала Л.П.Гейдена и шёл впереди колонны. Он оказался окружён пятью турецкими кораблями на расстоянии 1,5-2 кабельтовых, и ведя бой одновременно со всеми потопил три фрегата и корвет, загнал на мель и сжёг флагманский линкор «Мухарем-бей». У самого «Азова» было 153 пробоины и перебиты все мачты. В экипаже 24 человека было убито и 67 ранено. Турецкий флот потерял более 60 кораблей из 80. В союзной с нами эскадре их было всего 27 и ни одной потери. За бой "Азов" получил первый из двух в нашем флоте почётный кормовой Георгиевский флаг, до этого бывший как стеньговый флаг и вымпел отличительным знаком кораблей Гвардейского экипажа. После боя "Азов" был отремонтирован на Мальте и продолжил участие в войне, выполняя крейсерские рейды. В мае 1830 года он вернулся в Кронштадт. Состояние корабля было столь тяжёлым, что на следующий год его пришлось разобрать. Имя "Азов" осталось в списках флота и его потом носили ещё четыре корабля, плюс ещё три - «Память „Азова“». Всем им по наследству переходил и Георгиевский флаг. Сейчас в строю БДК "Азов", построенный в 1990 году. Модель корабля «Азов», чертежи"Азов" в экспозиции Музея Северного флота в Архангельске. Авторская модель Михаила Смирнова из Йошкар-Олы, получившая в 2005 году Кубок Университетов Санкт-Петербурга. Автор проекта корабля и главный мастер - А. М. Курочкин, помощник - В. А. Ершов. Всего под их руководством в сумме на двоих было построено 147 судов - от 6-пушечных катеров до линкоров 1-го ранга. Так как "Азов" вместе "Иезекиилем" открывал серию, строившуюся затем в течении 23 лет, его можно считать одним из самых совершенных кораблей своего времени. Комплект чертежей, разработанных компанией "Микрофлот" Сергея Шлычкова и изданных к 300-летию Российского флота в серии "Под Андреевским флагом" Конструкционный и теоретический чертёж корпуса, внутренняя поверхность фальшборта, план укладки такелажа. Схема парусности и проводки бегучего такелажа, чертежи шлюпок и элементов рангоута. Выкройки парусов |