Авторские модели кораблей ручной работы |
КОРАБЛИ И СУДА РОССИЙСКОГО ФЛОТА Корабли Петра I XVIII век 1800-1852 гг. Парусно-паровые Импер. яхты Броненосцы Крейсера 1900-17 ВМФ СССР 1917-45 ВМФ СССР 1945-91 Парусники XX в. Ледоколы Научные суда Пассажирские суда |
ПАРУСНО-ВИНТОВЫЕ КОРАБЛИ |
Корвет "Витязь"
|
Корветы как тип быстроходного трёхмачтового корабля с полным парусным вооружением и предназначенного для курьерских, исследовательских, разведывательных, крейсерских и т.п. плаваний возникли во Франции в XVII веке. К концу XVIII века корветы это легковооружённые корабли, имеющие до 30 орудий расположенных на верхней открытой палубе. В российском флоте первый корвет появился в 1789году, группа первых парусно-винтовых - в 1856 г. Корабли этого типа продолжали оставаться в строю вплоть до начала XX века. Последний из них - "Рында" 1883-86 годов постройки был исключён из состава флота только в 1922, а сдан на слом в 1926 году. "Витязь" - один из четырёх 17-пушечных корветов типа «Богатырь» (ещё два - "Варяг" и "Аскольд") Балтийского флота. Его построили в 1861-62 годах в Бьернеборге (Финляндия). В 1863—1864 гг. в эскадре адмирала С. С. Лесовского ходил с экспедицией в Северную Америку. 1870—1874 годы - первое кругосветное плавание под командованием капитана П. Н. Назимова - через Атлантику, Магелланов пролив, до Новой Гвинеи, перевезя туда Н. Н. Миклухо-Маклая. После исследования архипелага «Витязь» прошёл к Японии затем вдоль берегов Китая и Индии до Аравийского полуострова, и через Суэцкий канал и Средиземное море вокруг Европы вернулся в Кронштадт. Там корвет встал на капитальный ремонт. В 1882 году корвет получил имя "Скобелев" в честь умершего незадолго до того генерала. Название "Витязь" было дано новому, заложенному на следующий год другому корвету. В 1883—1885 годах "Скобелев" под командой капитана В. В. Благодарева ещё раз проделал кругосветный маршрут примерно по тому же пути и снова в нём поучаствовал Миклухо-Маклай, переправившийся на нём из Батавии (ныне Джакарта) на Новую Гвинею. В 1892 году «Скобелев» стал учебным кораблём, а в 1895 г. был списан и разобран. В честь корвета «Витязь» назван пролив в архипелаге Новой Гвинеи; и сперва кинотеатр, а потом торговый центр на улице Миклухо-Маклая в Москве. Имя "Витязь" нанесено на фасад Океанографического музея Монако в ряду 20-ти знаменитых научных судов. Однако какой именно из двух корветов имеется в виду - точно не известно. Английская версия статьи о музее в Википедии пишет, что первый. В наших источниках обычно говорится о втором.
Модель корвета "Витязь" ("Скобелев"), чертежиМодель из коллекции Музея Мирового океана в Калининграде. Чертежи "Витязя" - всё примечательное, что смог найти в открытом доступе - схема из "Морской коллекции" и чертеж работы В.И. Катаева Схема постройки модели корабля И. Секретарева из журнала "Костёр" №6 за 1973 год. Текстовая инструкция отсутствовала. Модель корвета "Скобелев", изготовленная в Японии из панциря черепахи. Хранится в коллекции Центрального Военно-морского музея Санкт-Петербурга. Такие модели изготавливали японские мастера до войны в портах, куда заходили для ремонта наши корабли из-за отсутствия необходимой ремонтной базы на Дальнем востоке России. Их охотно приобретали как сувениры офицеры ремонтировавшихся кораблей.
|