Ледоколы проекта 97 — серия из 32 судов нескольких модификаций для круглогодичной работы в Северном Ледовитом океане. Самая массовая серия ледоколов СССР.
Строилась в период c 1960 года по 1981 год на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Основной проект был заказан ВМФ СССР. Другие модификации - 97А - для гражданских нужд, 97АП - патрульный, 97Б и 97Д - гидрографические, 97П - пограничный.
На август 2020 года в строю остаются 9 судов серии.
Головным судном серии стал "Добрыня Никитич", а завершающим - едиственный ледокол модели 97Н (научно-иссследовательский) "Отто Шмидт".
Это были первые в СССР ледоколы с дополнительным носовым винтом.
Они так-же были оборудованы балластными цисцернами, позволявшими менять дифферент и крен, предотвращая застревание судна и дополнительно разламывая лёд.
Долгое время эти модели ледоколов оставались оптимальными по эксплуатационным и экономическим параметрам.
Двое из членов этого семейства - ледоколы проекта 97А "Василий Прончищев" и 97N "Отто Шмидт" попали и на почтовые марки.
- Водоизмещение 2055 (стандартное),
3200 (полное)
- Длина 67,7 м
- Ширина 18,06 м
- Осадка 6 м
- 3 дизеля по 1800 л.с.
3 эл. двигателя 2х2400 + 1600
- Движитель - 3 винта
- Скорость хода 14 уз.
- Дальность плавания 5500 миль
- Автономность плавания 17 суток
- Экипаж 39 человек
- Вооружение (на кораблях ВМФ) - сдвоенные установки 57-мм и 25-мм калибров
Модель ледокола проекта 97
фотографии, чертежи, схемы
Схема головного ледокола серии проекта 97 "Добрыня Никитич"
Вариант модификации с носовым орудием для ледоколов "Пурга" и "Вьюга"
Общая компоновочная схема ледокола проекта 97
Продольный осевой разрез и план верхней палубы
Нижняя палуба
Компоновочная схема ледокола модели 97А "Василий Прончищев"
Чертёж ледокола модели 97А
Ледокол модели 97А "Юрий Лисянский"
Ледокол модификации 97А "Садко"
Гидрографическое судно «Владимир Каврайский» проекта 97Б
Модель научно-исследовательского ледокола «Отто Шмидт» проекта 97Н (Российский государственный музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге)
По своим параметрам «Отто Шмидт» несколько отличался отвсех остальных лдедоколов серии:
- Длина наибольшая - 73,0 м
- Ширина - 18,6 м
- Высота борта - 8,3 м
- Осадка - 6 м
- Водоизмещение - 3700 т
- Мощность гребных электродвигателей - 4800 л.с.
- Скорость полного хода - 15 уз.
- Дальность плавания экономическим ходом - 11 000 миль
- Автономность - 55 суток
- Экипаж - 54 чел.
- Научный персонал - 30 чел.
Ледокол «Отто Шмидт» (а – боковой вид; б – план III яруса надстройки; в – план II яруса надстройки; г – палуба бака; д – верхняя палуба):
1 – дифферентные отсеки; 2 – румпепьное отделение; 3 – цистерна дизельного топлива; 4 – кормовые гребные электродвигатели; 5 – буксирная лебёдка; 6 – главные дизель-генераторы; 7 – котельное отделение; 8 – вспомогательные дизель-генераторы; 9 – радиорубка; 10 – штурманская рубка; 11 – ходовая рубка; 12 – каюта капитана; 13 – кают-компания; 14 – носовой гребной электродвигатель; 15 – медицинский блок; 16 – двухместные каюты команды; 17 – столовая; 18 – камбуз; 19 – помещение возбудителей; 20 – механическая и электромеханическая мастерская
Проекция «корпус» теоретического чертежа научно-исследовательского судна «Отто Шмидт»
Вариант пограничного ледокола модели 97П с вертолётной площадкой на корме