Яндекс.Метрика
Минифлот. Купить авторские готовые модели кораблей ручной работы

Купить авторские модели кораблей ручной работы
Колёсный пароход "Великая княжна Ольга Николаевна"

  Каталог     Стиль     Сервис, доставка     Заказ и ремонт     Чертежи     Мастерская     Древесина     Контакты     Автор     3d визуализация

ПАРОХОД "ВЕЛИКАЯ КНЯЖНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА"
о модели

Купить модель парохода
"Княжна Ольга"

49 х 11 х 17 см с основанием
Цена - 45 000 руб.

Параметры   Фотогалерея   Чертежи

Модель колёсного парохода "Великая княжна Ольга Николаевна"
История судна

Начало

Двухпалубный грузо-пассажирский колесный пароход. Построен в Нижнем Новгороде в 1914 году на Сормовском заводе для общества "Самолет".

Это было первое судно такого класса, полностью построенное в России. Раньше такие суда строились за границей, по частям доставлялись в Россию, и собирались на местных заводах.

Он строился в паре с однотипным пароходом "Великая княжна Татьяна Николаевна" (впоследствии - "Спартак"). Вместе они стали самыми большими и технически совершенными кораблями на тот момент.

"Самолет" заказал их заводу в 1912 году. Проект разрабатывался примерно полгода.

Назвать суда именами цесаревен по просьбе кампании было разрешено лично императором.

В Москве по ходу строительства была организована выставка, где были макеты самих судов, отдельные элементы архитектуры корпуса и надстроек с декором кают.

Пароход Великая княжна Ольга Николаевна

20.06.1914 новый пароход был сдан в эксплуатацию.

Корпус был выкрашен в черный цвет, как и у почти всех пароходов "Самолета". Поверх ватерлинии проходила неширокая белая полоса, а фальшборт и надстройки имели белый цвет с кремовым оттенком.

Передний салон с рестораном для пассажиров первого класса был декорирован по проекту художника Лиштвана, и отделан полированным венгерским ясенем с инкрустированными панелями.

Каюты первого класса так же были отделаны мозаикой работы мастеров из Либавы (современная Лиепая).

Подушки и наматрасники были набиты оленьим пухом.

Высота потолка в каютах составляла 3 м, салона - 3,5 м.

25 июня пароход вышел в первый рейс из г. Нижний Новгород и через пять дней прибыл в г. Астрахань.

Первый капитан - Ф.П. Поплавский, главный механик - И.Ф. Пророков.

1 июля на мерной миле судно показало скорость 23,25 версты в час (24,8 км/ч).

Пароход стал обслуживать скорую линию Н. Новгород - Астрахань.

1917

В апреле 1917 судно получило новое название - "Алеша Попович".

В ночь с 10-го на 11 мая в половодье из-за ошибки лоцмана корабль сел на залитый водой остров вблизи г. Симбирск и наутро оказался на суше.

Такелажник из с. Верхний Услон под Казанью Степан Кленков за 50 тыс. рублей (40 по ходу работ и 10 по окончании) взялся свести пароход к воде.

Он нанял около 500 работников, в основном женщин и подростков. Вдоль корпуса были вырыты канавы и через подушки из досок и травы подведены брёвна-рычаги. На противоположных конца сделали деревянный настил, куда постепенно стали нагружать камни и мешки с песком. На протяжении более 300 м берег был выровнен и местами срыт.

18 июня пароход был приподнят над землёй. Под днище подложили круглые брёвна; с помощью ручных воротов судно стали канатами подтаскивать к кромке берега. От берегового обрыва до воды уложили доски, покрытые намыленными тряпками.

За насколько часов судно было стащено в воду и в тот же день своим ходом "Алеша Попович" продолжил путь.

Вся работа заняла 38 дней.

Летом 1918 на "Алеше Поповиче" были эвакуированы в Казань ценности Симбирского банка.

Тем же летом он был переименован в "Володарский".

Два года служил агитационным судном Нижегородского политотдела. После вновь работал на линии Нижний Новгород - Астрахань.

В 1921 - 1922 перевозил грузы для голодающих Поволжья.

В 1925 был перекрашен в белый цвет. За это время было почти полностью разорено убранство большинства кают и они превратились в простые матросские кубрики.

С 1934 - опытно-показательный пароход Всеобуча. Команду перевели на полувоенный распорядок службы. Старший состав подобрали из морских офицеров запаса. Была введена военно-морская форма.

После навигации 1934 г. проведён ремонт.

Был вновь повышен комфорт кают, установлены радио и телефон. Немного изменилось ограждение на средней палубе, ранее укороченные верхняя и средняя палубы стали повторять форму нижней. Несколько поменялась форма ограждения колёс.

1941

В первые месяцы войны корабль доставлял эвакуируемых и грузы из западных областей страны в Приуралье. Вниз по Волге перевозил воинские части.

В 1942 выполнял рейсы с воинскими частями и техникой в Сталинград. На обратном пути за каждый рейс эвакуировал оттуда по 650 - 700 чел. гражданского населения и раненых.

В августе 1943 на "Володарском" из Куйбышева возвращались из эвакуации артисты Большого театра.

В мае 1945 в честь Победы пароходу был вручён вымпел Государственного Комитета Обороны и Наркомата речного флота.

После войны

"Володарский" снова работал на линии Горький - Астрахань (в течении короткого срока - Ярославль - Астрахань).

В 1954 и 1962 корабль прошел планово-профилактические ремонты. Его внешний вид при этом практически не менялся. Только бортовые кранцы из брёвен были заменены на резиновые.

В таком виде "Володарский" проработал на Волге до 1990г.

Пароход Великая княжна Ольга Николаевна в кино

Пароход снимался в кинофильмах "Васса", "Динка", "Хождение по мукам", "Дни и годы Николая Батыгина", "Очарованный странник".

Его брат-близнец "Спартак" сыграл роль "Ласточки" в фильме "Жестокий романс". В качестве парохода "Святая Ольга" был снят теплоход "Достоевский" 1954 года - последнее колёсное судно, построенное в СССР.

В разные годы пароходом командовали капитаны А.И. Торсуков, Герой Социалистического труда В.А. Кириллов. Имена всех механиков и капитанов были занесены на судовую мемориальную доску.

На пароходе имелся свой музей, а в 1980-х была устроена выставка, посвящённая истории волжских пароходов.

За все время эксплуатации пароход перевез свыше 2 млн. пассажиров, более 500 тыс. т грузов, прошел более 3,5 млн. км.

1991

Вместе со "Спартаком" "Володарский" был передан фирме "Бородино" для перепродажи в Англию.

По одним сведениям корабли планировалось использовать для круизов по Темзе, по другим - в качестве плавучей гостиницы.

Во время перегона суда дошли до Ростова-на-Дону, где простояли около двух лет и сгорели в 2001.