Модель парусника "Мир".
Паруса
Корабль "Мир" имеет полное классическое корабельное парусное вооружение - т.е. на всех мачтах установлен
полный комплект прямых парусов.
При этом на бизань-мачте отсутствует самый нижний парус, по её задней вертикали на этом
уровне установлен бизань-трисель (или просто "бизань") а нижний рей служит служит только для оттягивания шкотовых углов расположенного выше марселя.
Строго говоря, в гражданском флоте только суда с такой схемой парусности могут с полным основанием иметь название "парусный корабль".
Во флоте-же военном кораблём может назыаваться любая самостоятельная вооружённая боевая единица.
Между мачтами парусника "Мир" установлены косые паруса -стаксели, обеспечивающие лучшую манёвренность корабля и способность идти под крутым
углом к ветру или "лавировать" - идти, периодически меняя курс - "галсами", постепенно продвигаясь против направления ветра.
Паруса для всех современных парусных судов изготавливаются их специальных синтетических тканей,
имеющих повышенную прочность и устойчивость к воздействию морской воды и ультрафиолетового излучения.
С развитием скоростного торгового клипперного флота постепенно стали уходить в прошлое большие,
неудобные в оперативном управлении паруса, подобные тем, что несли тяжёлые линейные корабли вплоть до середины XIX века.
Вместо сплошных марселей и брамселей появились разрезные,
состоявшие из двух отдельных полотнищ, каждое из которых подвешивалось на собственной рее.
Первым это новшество было применено на американском
четырёхмачтовом чайном клипере "Грейт Рипаблик" - самом большом в истории деревянном корабле с длиной корпуса 101,5 м,
и высотой мачт - 69 м. Он был построен в Бостоне в 1853 году. его тоннаж составлял 4556 т., а площадь парусности 6070 м2
При этом изменении схемы исчез и способ уменьшения площади паруса при помощи взятия
рифов - на их место пришли продёрнутые сквозь парус по высоте леера, рабочие
концы которых через систему блоков проводятся сперва над верхней кромкой рея, а
затем вниз вдоль мачт на кофель-нагельные планки, установленные около мачты.
Таким образом матросы избавлены от необходимости при каждой манипулюции с
парусом подниматься на мачту. Это приходится делать только при полном снятии и
замене парусов или для принайтовывании (плотной "пришнуровке") их к рею во время
длительной стоянки.
На "Мире" разрезными являются только марсели. Брамсели и бом-брамсели сами по себе имеют
достаточно небольшую высоту, что позволяет обойтись одним полотнищем.
Общее количество парусов - 26
Паруса (площадь в ):
Косые
- от фок-мачты к бушприту:
летучий кливер* (64,3),бом-кливер (71,3), кливер (72,5), мидель-кливер (79,3), фор-стень-стаксель (71,7),
- от грот-мачты:
грот-стень-стаксель (120), грот-брам-стаксель (78), грот-бом-брам-стаксель (72),
- от бизань-мачты:
крюйс-стень-стаксель (67,2), крюйс-брам-стаксель (60,4), крюйс-бом-брам-стаксель (58,2),
задняя бизань или трисель (154)
Прямые паруса:
- фок-мачты:
фок (201,5), нижний фор-марсель (111,8), верхний фор-марсель (113,1), фор-брамсель (114,2),
фор-бом-брамсель (111,5),
- грот-мачты:
грот(201,5), нижний грот-марсель (111,8), верхний грот-марсель (113,1), грот-брамсель (114,2),
фор-грот-брамсель (111,5),
- бизань-мачты:
нижний крюйс-марсель (100,8), верхний крюйс-марсель (91,2), крюйс-брамсель (106,6),
крюйс-бом-брамсель (75,7),
Общая площадь парусов - 2647 м2
* Летучий кливер - обычно так называют парус не растягиваемый по фалу, а поднимаемый непосредсвенно за верхний шкотовый угол. Однако на
паруснике "Мир" он так-же расположен на фале, одновременно являющимся и фор-бом-брам-штагом.
Поднимается достаточно редко, только при маневрировании и ходе со слабым ветром и на модели не показан, т.к. на мой субъективный взгляд,
несколько нарушал стройность силуэта корабля. Однако он имеется в комплекте
и может быть легко установлен при желании покупателя.
Паруса модели изготовлены из батиста.
Модель парусника "Мир".
Флаги
Показанная на модели комбинация флагов в реальности никогда не поднималась на корабле и выполнена исключительно
с декоративной целью, не претендуя на достоверность.
В действительности в штатном режиме на корабле поднимается только
государственный флаг на корме - на флагштоке во время стоянки в порты или фале на гафеле в плавании. Так-же на флаговом
фале на верхушке одной из мачт (чаще, хотя и не правило, на фок-мачте) поднимается флаг страны пребывания при нахождении
судна в прибрежных территориальных водах другого государства. (Устав службы на судах министерства флота РФ).
Вымпелы на верхушках мачт тоже не поднимаются, ч.б. не создавать помехи в работе навигационных антенн и не затенять топовые огни.
Размещение вымпелов возможно только при организации праздничного флажного расцвечивания на стоянках и, естественно, при убранных парусах.
Флаг Санкт-Петербурга - порта приписки - так-же поднимается во время праздничных или других торжественных мероприятий при нахождении в "домашнем" порту.
При желании покупателя комбинация флагов может быть приведена к любому реальному состоянию.