Яндекс.Метрика
Минифлот. Купить эксклюзивные модели-копии кораблей авторской работы

коллекционные модели кораблей из дерева ручной работы.
Фрегат "Штандарт"

  Каталог     Стиль     Сервис, доставка     Заказ и ремонт     Чертежи     Мастерская     Древесина     Контакты     Автор     3d визуализация

28-ПУШЕЧНЫЙ ФРЕГАТ "ШТАНДАРТ"

Купить модель фрегата "Штандарт"
43 * 18 * 40 см
45 000 р (I)
40 000 р (II)

История   Современность   Характеристики и флаги   Вооружение   Конструкция   Паруса   Расцветка   Рангоут и такелаж   Фотогалерея 1   Фотогалерея 2   Чертежи


Уже в самом начале Северной войны Пётр I убедился, что силами одной, даже очень хорошо подготовленной армии, но без поддержки флота, невозможно вернуть России побережья Балтики. Первый русский военный корабль новорожденного Балтийского флота был заложен амстердамским мастером Выбе Геренсом 24 марта 1703 г. на Олонецкой верфи на реке Свирь (ныне город Лодейное Поле).

1 мая 1703 г. русские войска взяли шведскую крепость Ниеншанц при впадении реки Охты в Неву, получив таким образом возможность выхода к Балтийскому морю. В связи с этим событием был изменён и царский штандарт - двуглавый орёл на нём держал теперь уже не три, а целых четыре карты морей - Белого, Азовского, Каспийского и Балтийского. Этот факт и дал имя новому кораблю, котрый был спущен на воду 22 августа 1703 г. 8 сентября на нём подняли новый Штандарт.

Петр активно принимал личное участие в строительстве "Штандарта". Работа велась весь световой день, что позволило сократить срок строительства до 5 месяцев.

За необычно короткое время - всего за две недели - фрегат был оснащен рангоутом, такелажем и парусами. 8 сентября 1703 года он вышел из Лодейного Поля в Петербург, неся на борту партию пушек с Олонецких заводов. Капитаном пошёл сам царь - «бомбардир Пётр Михайлов».

В качестве флагмана флотилии из семи вновь построенных небольших судов, "Штандарт" под командованием капитана Петра Михайлова (это псевдоним Петр I выбрал себе для командования флотом) перешёл по реке Свирь в Ладожское озеро и встал на рейд крепости Шлиссельбург.

Во время шторма на Ладоге фрегат сел на мель и получил некоторые повреждения. В истории осталось упоминание о "Государевой" или "Царской" мели. Сейчас она нанесена на гидрографические карты озера как банка Торпакова возле посёлка Сторожно. Успешно снявшись с мели, «Штандарт» и другие корабли дошли до Шлиссельбурга.

Флотилия прибыла в Петербург в середине октября, и с весны 1704 года участвовала в подготовке обороны строящегося города, выполняя промеры глубин, связанные с укреплением Кронштадта. Первое боевое крещение «Штандарт» получил в 1705 году, отражая попытки шведского флота прорваться мимо острова Котлин к Санкт-Петербургу.

В течение шестнадцати лет корабль был в боевом строю, приняв активное участие в северной войне со Швецией.

«Штандарт», даже на то время весьма скромный по размерам корабль, являлся сильнейшей боевой единицей Балтийского флота: только у него имелись на вооружении восьми- и шестифунтовые орудия (все остальные корабли несли только трёхфунтовые)

За 16 лет боевой службы на «Штандарте» сменилось несколько капитанов. Их фамилии дают представление об интернациональном составе флота в то время:

  • Петр Михайлов, Россия, 1703
  • П. Грей, Англия, 1704
  • Ян Деланг, Голландия, 1705
  • Ф. Вилимовский, Россия, 1706-1707
  • Шонвик, Голландия, 1708-1709
  • Генрих Вессель, Норвегия, 1712
  • Б. Эдварт, Англия, 1713

6 и 10 июня 1705 года в составе эскадры вице-адмирала Корнелиуса Крюйса под командованием капитана Якоба де Ланга фрегат сражался со шведским флотом у острова Котлин.

В 1711 ггода "Штандарт" был тимберован (капитально отремонтирован) в Санкт-Петербурге. Кораблю заменили часть обшивки и укрепили остов, поменяли изношенные детали.

В 1719 г. по указу Петра он был поставлен в Кронверкскую протоку Петропавловской крепости на вечное хранение, как первенец Балтийского флота.

В 1727 г. по распоряжению Екатерины I было решено поднять корабль на берег и отремонтировать. Однако, корпус его к тому времени настолько прогнил, что развалился при подъёме, и в результате в 1728 г. фрегат был разобран "за гнилостию", с передачей вооружения на вновь строящиеся корабли.

В дальнейшем Екатерина намеревалась восстановить "Штандарт" в первозданном виде, однако этот замысел так и остался не осуществлённым.

Точная копия фрегата была воссоздана 1994- 1999 гг.