Модель Фрегата "Штандарт"
Парусное вооружение
По своему парусному вооружению "Штандарт" являлся типичным фрегатом конца XVII - начала XVIII веков - то-есть судном с корабельным
типом парусности при двух ярусах парусов: двумя
прямыми парусами на фок- и грот- мачтах называвшихся соответственно фок и фор-марсель; грот и грот-марсель и с одним прямым парусом - крюйселем
и треугольным косым - латинской бизанью на бизань мачте.
На бушприте установлены: блинд - подвешен на блинда-рее под бушпритом, и бом-блинд - на установленной на конце бушприта блинда-стеньге.
На штаге между грот- и фок- мачтами на модели установлен грот-стень-стаксель. Достоверно его наличие на Петровском корабле не установлено.
Но учитывая, что стаксели стали применяться в Голландском флоте ещё в середине XVII века, на "Штандарте",
предназначенном для походов по Балтийскому морю, его наличие так-же весьма вероятно. Имеются стаксели и на некоторых современных фотографиях
нынешнего фрегата.
Парусное вооружение фрегата в "штатном режиме" плавания предполагает наличие двух парусов на каждой мачте как и у современной реплики,
так и у исторического прототипа. Первым кораблём в отечественном флоте, у которого конструктивно предусматривалось наличие третьего
яруса парусов стал линейный корабль "Ингерманланд".
Однако на некоторых, в том числе и старинных, изображениях фок и грот мачты "Штандарта" имеют по три паруса -
в дополнение к основным парусам поднимали ещё и небольшие верхние паруса - брамсели. Скорее всего,
это было возможно благодаря английскому типу рангоута -
более высокому и стройному по сравнению с голландским. У этого типа предусмотрен достаточно мощный флагшток на этих мачтах,
что позволяло ему выдерживать нагрузку не только от флага, но и ещё от небольшого дополнительного паруса.
Конструкция рангоута современной версии фрегата так же предполагает возможность поднимать на двух первых мачтах реи с небольшими брамселями,
однако применяются они довольно редко - в основном только для съёмок в исторических фильмах и при плавании при очень слабом ветре.
Поэтому на модели представлен "классический", более привычный вид корабля.
Паруснный стандарт
В английском флоте ещё со времён Вильгельма III со второй половины XVII века существовали строжайшие требования по изготовлению парусов,
которвые были во многом перенесёны Петром и в Россию, .
В соответствии с предписаниями по этим требованиям паруса изготавливались только из неотбеленного льняного полотна.
Каждый кусок парусины должен был иметь строго соблюдаемую длину и ширину - соответственно 38 ярдов (34,75 м) и 24 дюйма (610 мм).
Существовало 10 установленных толщин полотнища — в зависимости от веса стандартного куска.
Так, кусок парусины первого номера - самой толстой, идущей на пошив больших нижних парусов линейных кораблей и больших фрегатов,
весил 44 фунта (19,96 кг),
а самой тонкой — десятого — 15 (6,80 кг).
Закон строго устанавливал, сколько нитей должно было идти на единицу длины и ширины
парусины каждого номера, количество стежков на ярд необходимое при сшивании полотнищ парусины каждой определённой толщины,
толщину швейной нити, ширину перекрытия полотнищ, количество и расположение усиливающих накладок для каждого типоразмера
парусов и многое другое.
Каждый парус обшивался по периметру ликтросом определённой толщины в зависимости от номера парусины для увеличения его прочности.
И парусина и швейные нити обрабатывались скипидаром с добавлернием пчелиного воска и, иногда, с примесью свиного сала, для защиты от промокания.[4]
На модели фрегата паруса изготовлены из хлопкового батиста