Яндекс.Метрика
Минифлот. Купить масштабные авторские модели-копии кораблей ручной работы

Авторская модель-копия военного парусного корабля
Корабль "Орёл"

  Каталог     Стиль     Сервис, доставка     Заказ и ремонт     Чертежи     Мастерская     Древесина     Контакты     Автор     3d визуализация


ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ "ОРЁЛ"
о модели

Купить модель корабля "Орёл"
36 * 15 * 32 см
30 000 р (I)
29 000 р (II)

История   Параметры   Паруса   Конструкция   Вооружение   Рангоут и такелаж   Экипаж   Флаги   Фотогалерея   Чертежи

Модель 22-пушечного корабля "Орёл".
История постройки и плавания

В 1664 г. оживились пришедшие одно время в упадок торговые отношения России с Персией.

Русские купцы получили исключительные привилегии от персидского шаха, но при этом Россия брала на себя ответственность и за безопасность прохода персидских торговых судов по Волге и Каспию. Купеческие корабли очень часто подвергались нападениям разбойничьих шаек. Для охраны торговых караванов требовался превосходящий по силе, или хотя-бы сопоставимый с разбойничьими отрядами флот.

По приказу царя Алексея Михайловича Романова, в июне 1667 г. под надзором боярина Афанасия Ордин-Нащокина была начата постройка первого военного корабля. Место для верфи выбрали в селе Дединово на Оке в 20 км от впадения в неё реки Москвы - вблизи рос хороший строевой лес, и находились Тульский и Каширский железоплавильные заводы.

Из Голландии был приглашён корабельный мастер Ламберт Гельт. Русскими плотниками руководили артельные старшины распорядитель верфи Яков Полуэктов, происходивший из древнего дворянского рода, и подьячий "мытной избы" - пошлинной службы Степан Петров. Из ближайших сел и деревень были набраны мастеровые, и, как особо отмечалось, "свободные люди" - тридцать плотников, четыре кузнеца и четыре литейщика пушкаря.

Голландское влияние сказалось и на конструкции корабля - была принята более удобная для плавания по рекам форма корпуса, позволяющая в то же время совершать и морские плавания в достаточно спокойной акватории. И на окраске - верхнюю часть борта покрасили в традиционный для Голландии зелёный цвет.

Для определения национальной принадлежности нового корабля было решено поднять на нём государственный флаг. Принято полагать, что эту идею предложил царю капитан Давид Бутлер, сказавший, что во всех европейских странах принято поднимать на корабле флаг, обозначающий его государственную принадлежность. Россия тогда ещё не имела установленного флага, и для его создания так же были выбраны национальные цвета Голландии - красный белый и синий. Рисунок флага - красные и белые четверти поля, разделённые синим крестом, как считают историки, определил сам царь Алексей Михайлович.

Корабль, в честь русского Государственного герба названый "Орёл", весной 1668 г. был спущен на воду. В помощь ему добавились яхта, бот и две шлюпки.

Непосредственно постройка корабля, по сохранившимся расходным казённым книгам, стоила 2221 рубль. При этом, организация и снаряжение всей флотилии обошлис казне более, чем в 9 тысяч рублей.

В мае 1669г. корабли вместе с голландскими специалистами под охраной нижегородских стрельцов вышли в плавание. Командовал кораблём голландский капитан Давид Бутлер. К концу лета добрались до Астрахани. Там, простояв девять месяцев в ожидании окончательного снаряжения и припасов, весной 1670 г. флотилия была захвачена войсками атамана Степана Разина.

Разин боялся, что правительство использует флот против его войска, и сжёг корабль. Разорённый остов "Орла" долго стоял в одном из протоков дельты Волги - реке Кутум.

Восстание Разина нарушило торговлю с Персией. Ордин-Нащокин удалился от дел, надобность в корабле отпала, и он был заброшен.

Плавание "Орла" было описано его парусным мастером Яном Стрюйсом и не раз переиздавалось. При этом парусное вооружение и даже корпус корабля в разных изданиях изображалось по-разному.

При постройке модели использовался наиболее распространённый вариант реконструкции. Чертежи