Яндекс.Метрика
Минифлот. Купить готовые масштабные модели кораблей ручной работы

Купить авторские модели кораблей из дерева.

Ледокол "Ленин".

  Каталог     Стиль     Сервис, доставка     Заказ и ремонт     Чертежи     Мастерская     Древесина     Контакты     Автор  

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "ЛЕНИН"
1957 г.

о модели

Купить модель ледокола "Ленин"
80 х 23 х 26 см
60 000 р

Проект и строительство   Служба   Фотогалерея   Чертежи

Ледокол "Ленин".
История службы

Первая навигация прошла с 14 июля по 24 октября 1960 года. Она длилась 3 месяца и 10 дней. За это время корабль прошёл более 10 тысяч миль (19 000 км), из которых около семи тысяч (12 600 км) - в ледовых условиях. Через льды было проведено 92 судна.

Главным событием следующей арктической навигации 1961 года для экипажа "Ленина" стало обеспечение высадки на льдину полярников дрейфующей станции "Северный полюс-10". Предыдущие полярные станции высаживались на лед с помощью самолетов.

Всего за первые шесть лет эксплуатации ледокол прошёл свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провёл более 400 судов.

В ходе эксплуатации ядерной установки выявились ее конструктивные дефекты и сложности с исправлением повреждений.

Кроме того, в 1965 и 1966 годах произошло как минимум пять серьёзных поломок, последнюю из которых оказалось невзможно исправить без замены корпуса реактора.

Старую реакторную установку было решено затопить в заливе Цивольки на Новой Земле после выгрузки топлива и заменить её новой моделью.

Основная часть конструкции отсека была вырезана, затем на перемычках, которые держали весь отсек заложили и 19 сентября 1967 года взорвали пиропатроны.

Схематично демонтаж старого реакторного блока выглядел так:

Готовая модель ледокола Ленин.

Вес "выгруженного" оборудования составил 3700 тонн, габариты затопленного отсека - 22,5 х 13 х 12 м. , конструкция затонула на глубине 40-50 метров.

Ледокол всплыл, уменьшив осадку примерно на 2,5 метра. Затем его отбуксировали в Кольский залив, а затем в Северодвинск, на предприятие "Звездочка", для восстановления, в процессе которого была установлена новая, более ремонтопригодная энергетическая установка типа ОК-900.

Работы продолжались с 1967 по 1970г.

Для вписывания и стыковки новой реакторной установки в корпус ледокола из 675 помещений судна 204 были сформированы вновь или полностью переоборудованы. При модернизации было установлено 6200 единиц механизмов и оборудования новых моделей.

21 июня 1970 года ледокол "Ленин" вышел в очередную арктическую навигацию.

В июне 1971 года ледокол "Ленин" первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке.

В 1976 году он совершил первый экспериментальный рейс на Ямал к мысу Харасавэй.

Ледокол на пять лет превысил отпущенный ему проектом срок эксплуатации и отработал на ледовых трассах 30 лет. За это время было проведено во льдах Арктики 3741 транспортное и ледокольное судно, пройдено 654,4 тысячи морских миль (в том числе 563,6 тысячи - во льдах) - расстояние, которое составляет 30 кругосветных путешествий по экватору.

В результате ввода в строй атомного ледокола навигация в западном районе Арктики была продлена с трех до 11 месяцев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974 года за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях атомный ледокол "Ленин" награждён орденом Ленина.

Иностранные делегации посещали ледокол еще во время его постройки и испытаний. На его борту побывали кубинский лидер Фидель Кастро, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и тогда еще вице-президент США Ричард Никсон.

В судовом журнале можно увидеть автографы Юрия Гагарина, а также Александры Пахмутовой. На рояле ледокола она впервые исполнила песню "Уставшая подлодка".

Ледокол был выведен из состава "Атомфлота" только в 1989 году, и то, как сообщалось, скорее под давлением перестроечной радиофобии, вызванной чернобыльской катастрофой, чем по реальным инженерным соображениям.

В 1989 г. ато­мо­ход "Ле­нин" со­вер­шил свой по­след­ний рейс в Арк­ти­ку. Ле­до­вая об­ста­нов­ка бы­ла на­пря­жен­ной. Все ле­то ле­до­кол ра­бо­тал на про­вод­ке су­дов че­рез про­лив Виль­киц­ко­го и в мо­ре Лап­те­вых вме­сте с ле­до­ко­ла­ми "Москва", "Тай­мыр" и ато­мо­хо­дом "Си­бирь".

За эту на­ви­га­цию им бы­ло прой­де­но 20 955 миль, из них 20 369 миль - во льдах. Вме­сте с дру­ги­ми ле­до­ко­ла­ми ато­мо­ход про­вел 185 су­дов, об­слу­жил 8 по­ляр­ных стан­ций.

Над судном нависла угроза утилизации. Однако ветераны атомного ледокольного флота, общественные деятели Мурманска сумели отстоять его и защитить от уничтожения.

Госкорпорация "Росатом", которой с 2008 года принадлежит атомный ледокольный флот страны, профинансировала реставрацию атомохода, его радиационную очистку и постановку к причалу у Морского вокзала Мурманска.

После продолжительных технических мероприятий и реставрации 3 декабря 2009 года, в день 50-летия отечественного атомного ледокольного флота, на ледоколе "Ленин" был открыт музей. Он стал первым отечественным судном-памятником с ядерной энергетической установкой.

В январе 2016 года ледокола "Ленин" включён в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения.

Капитаны
Павел Акимович Пономарёв (1957-1961)
Борис Макарович Соколов (1961-2001)
Александр Николаевич Баринов (2001 - н. в.)

На атомоходе в 2015 г. снимался фильм "Ледокол"