Сторожевой корабль "Беззаветный" - тринадцатый из семнадцати кораблей базового проекта 1135, известного под кодовым названием "Буревестник".
До 1977 года по классификации значились как большие противолодочные корабли (БПК), затем были переквалифицированы в сторожевые (СКР).
Корабли проекта предназначались для поиска и слежения за подводными лодками противника, для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны других кораблей и судов, нанесения ударов по противнику в море и базах, поддержки действий сухопутных войск, поддержки при высадке морских десантов и т.п.
Головным кораблём серии был СКР "Бдительный", построенный в 1968 -1970 гг. на ССЗ "Янтарь" в Калининграде.
Кроме упомянутых семнадцати, по шести различным модификациям этого проекта было построено 36 кораблей, в т.ч. 6 - для ВМФ Индии.
Служба
"Беззаветный" был заложен на судостроительном заводе "Залив" в Керчи 28 мая 1976 года.
7 мая 1977 г. он был спущен на воду и 17 февраля 1978 г. введён в строй с портом приписки - Севастополь.
За несколько лет службы корабль побывал с визитами в Болгарии (в августе 1979 г. в Варне), Югославии (Дубровник ноябрь 1986), Турции (Стамбул, март 1987) и Ливии (Тобрук, январь 1988)
На учениях в 1988 году получил приз по противолодочной подготовке от главкома ВМФ СССР.
12 февраля 1988 года совершил знаменитый навал на крейсер ВМС США "Йорктаун", вытесняя его из территориальных вод СССР у берегов Крыма. Командовал кораблём в ходе этого манёвра капитан 2 ранга Владимир Иванович Богдашин.
На "Беззаветном" при этом был заметно деформирован борт, погнуты леера, а при осмотре на базе оказался пробит акустический бульб. В итоге корабль примерно месяц был на ремонте, а после продолжил службу на Чёрноморском флоте.
До 1990 года он патрулировал границы страны и участвовал в учениях.
Затем шесть лет находился на приколе в Севастополе.
14 июля 1997 года экипаж корабля был расформирован.
В соответствии с принятыми ранее решениями о разделе Черноморского флота в августе 1997 года "Беззаветный" был передан Военно-морским силам Украины и получил новое название и ранг - фрегат "Днепропетровск" с бортовым номером U134.
В октябре 2002 года корабль был выведен из состава боевых сил Украинского флота.
26 марта 2005 года фрегат вывели из Севастополя на буксире. Предполагалось, что он будет переправлен в Турцию для разделки на металл, однако 12 мая 2005 года корабль был затоплен в Чёрном море. Причина затопления - сознательные действия или случайная авария - официально не сообщаются.
Основные характеристики
-
- Водоизмещение:
проектное порожним - 2 810 т
полное - 3200 т
- Длина:
полная - 123 м
по КВЛ - 113 м
- Ширина - 14,2 м
- Осадка:м максимальная - 7 м
средняя - 4,28 м
- Энергетическая установка - 2 газотурбинных агрегата М7К (маршевая газовая турбина ДО63 и форсажная ДК59)
- Мощность - в маршевом режиме - 12 000 л. с.
в форсажном - 36 000 л. с.
- Движитель - 2 четырехлопастных винта с обтекателем, малошумных, переменного шага
Диаметром 3,5 м и массой каждого 7650 кг.
- Скорость хода - максимальная - 32,2 узла
экономичная — 14 узлов.
- Дальность плавания - 5000 морских миль на скорости 14 узлов.
- Экипаж - 197 человек
из них - 22 офицера, 175 матросов.